Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.


Статьи. Критика.
"Приятель покойника"


О "Приятеле покойника" или хорошо, или ничего
Фильм Вячеслава Криштовича стал главным событием первой недели "Кинотавра"

У каждого "Кинотавра" есть свое лицо. В прошлом году фотографы охотились на огромного казаха Фархада, героя-любовника из картины Абая Карпыкова "Тот, кто нежнее". Прошел год, и на сочинском пляже появился высокий и подозрительно худой персонаж, бритую голову которого венчал завязанный узлом хохолок. Никто ничего не понял, но все поняли фотографы, которые стали сопровождать бритого героя повсюду -- от ресторана до пляжа и обратно. Именно таким образом вопрос с лицом фестиваля был решен. Не был решен другой вопрос: кто этот человек?

-- Просто начинающий актер, какой-нибудь украинец,-- говорили одни, указывая на казацкие усы и лихо закрученную прядь на бритой голове.

-- Каскадер с Одесской киностудии, очень известный,-- утверждали другие, наблюдая силовые упражнения, которые бритый герой радостно демонстрировал всему пляжу.

-- Ну как же, это польский режиссер, его картина в конкурсе,-- отчего-то были уверены третьи, и оказались не правы, так же, как и все остальные. На следующий день на пляж пришел Александр Розенбаум и стал искать свободное место под тентом. Бритый человек подошел к нему, протянул руку и сказал: "Здорово, Саня, я -- Никита Джигурда. Зачем ты на меня так смотришь? Это у меня новый имидж. Так нужно для кино".

Ликованию публики не было предела. Никита Джигурда снялся в трехчасовой эпопее Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Ермак", и ее на "Кинотавре" покажут в один из последних дней. Вчера же в Сочи была показана картина Вячеслава Криштофовича "Приятель покойника", которая оказалась хороша еще и тем, что оставила критиков по разные стороны баррикад -- на "Кинотавре" наконец-то появился повод для споров.

История персонажа, воплощенного в театрально-героическом облике Александра Лазарева-мл., современна и, казалось бы, вполне жизненна: молодой человек, мучимый ревностью, заказывает киллеру убийство любовника своей жены, но расставшись с женой, решает уйти из жизни сам и для опознания отправляет киллеру вместо портрета любовника собственное фото. Дальнейшие приключения героя окончательно расстраивают зрителя: он, образованный и зрелый юноша, зарабатывает себе на жизнь тем, что дает в суде ложные показания, но вскоре понимает, что время умирать еще не настало. Спохватившись, Анатолий находит другого киллера (убедительная актерская работа Сергея Романюка), которому заказывает убийство первого. Несчастный первый погибает, а сомневающийся Анатолий разыскивает жену убитого киллера (Елена Корикова) и вручает ей оставшиеся в кошельке покойного деньги. Но молодая хорошенькая вдова вовсе не намерена грустить и пытается соблазнить того, кто заказал убийство ее мужа. В последнем кадре фильма -- круглые от ужаса глаза героя: маленький сын убитого киллера только что назвал его папой.

Режиссер Криштофович прекрасно известен своими прежними работами: хороша его картина "Ребро Адама" (1990), еще лучше предыдущая, но менее известная работа "Володя большой, Володя маленький" с Олегом Меньшиковым в главной роли. Как никому другому Вячеславу Криштофовичу всегда удавался подбор актеров -- тем обиднее стратегический просчет, допущенный в "Приятеле покойника": Александру Лазареву с трудом дается 35-летний looser, не достаточно отчетливо прорисованный в сценарии. Пожалуй, Лазарев чересчур много играет. Увлекшись своей игрой, он упускает характер.

За исключением главного героя, все прочие характеры реализованы вполне достойно. Особенно достоверно выглядит история с любовницей Анатолия, сыгранной Татьяной Кривицкой. Ее позиция в картине -- едва ли не самая выигрышная: на фоне звезд молодого актерского поколения -- Анжелики Неволиной и Елены Кориковой -- Кривицкая смотрится наиболее жизненно, ярко и мило.

Впрочем, несмотря на скептическое отношении критики, именно Александр Лазарев-мл. может претендовать на приз за лучшую мужскую роль: среди всех прочих, уже виденных и предполагаемых к показу в ближайшие дни картин, его работа во всяком случае может рассчитывать на политическую поддержку. Лазарев нравится в том числе и своей театральностью и вполне способен превратиться в секс-символ, то есть заполнить нишу, сегодня сиротливо пустующую.

Перед "Приятелем покойника" в Сочи была показана новая картина Александра Сокурова. Фильм "Мать и сын", повсеместно уже описанный (в том числе и на страницах "Коммерсанта-daily"), прежде всего поражает своей статикой и ювелирной завершенностью каждого кадра: как признался сам Сокуров на пресс-конференции в честь открытия собственной ретроспективы, он не равнодушен к новым технологиям. В возможности цифровой обработки кадра Сокуров находит ту же волшебную свободу, о которой говорит датский режиссер Ларс фон Триер -- столь любимые фон Триером обработанные "в цифре" пейзажи (см. "Рассекая волны") доставили неимоверное удовольствие и Сокурову, который среди прочих достоинств был почитаем за принципиальный аскетизм в области технологий кино. Показ фильмов Сокурова на "Кинотавре" начался одновременно с ретроспективами американца Джерри Шацберга и камбоджийского короля Нородома Сианука. Сам король на открытие своей ретроспективы не прибыл, но прислал визирей. Хорошая посещаемость королевской ретроспективы сочинскими зрителями -- их непреложная миссия.

ФЕДОР ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ
"ПРИЯТЕЛЬ ПОКОЙНИКА"

А вот это уже не триллер, несмотря на вынесенного в название "покойника". Это, если верить аннотации на видеокассете - боевик, а на самом деле - психологическая драма, снятая с большим вкусом Вячеславом Криштофовичем. В главной роли - Александр Лазарев, и уже ради этого стоит фильм посмотреть. Впрочем, стоит это сделать и ради собственно сценария, который издали похож на американский бестселлер "Игра" с Майклом Дугласом - только у нас, естественно, все посложнее. Молодой, умный и красивый Анатолий , окончательно разочаровавшись в жизни после ухода тоже молодой и тоже красивой жены, заказывает... собственное убийство. Потом спохватывается - а поздно, приходится заказывать... уже охранника, который убивает честного, выполняющего оплаченную работу киллера... Вот так - а добавьте сюда несколько любовных линий, роскошные виды Киева (фильм украинско-французский), симпатичных девочек и... Неужели, еще сомневаетесь? А вот компания СОНИ не сомневается, и поэтому приобрела права проката "Приятеля покойника" в США...

Ольга Костенко-Попова
Приятель покойника. 

Не для кого не секрет, что Украина переживает большие экономические трудности и фильмы там делают очень редко, а если и делают, то на иностранные деньги. Приблизительно так же плохо с финансами было и у главного героя фильма Анатолия (Александр Лазарев). Он еще вполне молодой, интеллигентный и весьма положительный сидит без работы и без каких-либо средств к существованию в столице самостийной Киеве. Что же делать в такой ситуации? Сценарий Андрея Куркова и постановка Вячеслава Криштофовича помогли ответить на этот и многие другие вопросы нерешенных проблем пост советской действительности. 

Анатолий живет с разведенной женой, которая вскоре уходит от него к новому русскому (или украинцу, если хотите). Он встречает друга, владельца лавки, и тут случайно Анатолию стрельнуло в голову страшная идея, вроде как убить ухажера жены. На самом деле Анатолий решает убить самого себя, заказав убийство у знакомого киллера своего друга. Все бы плохо или хорошо, кому как, но жизнь безработного переводчика немного улучшается. И тут он нанимает второго человека, которому предстоит защитить Анатолия от первого, В общем, полная куча мала, после чего сам Анатолий меняет роль пташки-жертвы, да еще начинает общаться и ухаживать за теперь уже вдовой первого киллера… 

Полностью пересказать фильм действительно невозможно. Картина состоит как бы из множества взаимоисключающих моментов, объединенных в единое целое - драму маленького человека, оставленного обществом. Возращение, как оказалось, требует моральных жертв, грех без угрызения совести. Главное, чтобы это было во имя чего-то, и в этом авторы фильмы прекрасно приблизились к истине нашей современности. Эти тонкости могут показаться скучными, потому что давно уже всем все известно, где зарыт корень этих проблем. Возражать не стану, может оно и так, но «Приятель покойника» определенно открытие для современного пост советского кино в попытке разгадать НАШЕГО ЧЕЛОВЕКА.