Интервью на радиостанции "Эхо Москвы"
15 октября 2000 года.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Борис Беленький, учредитель премии "Хрустальная Турандот", Александр Лазарев-старший, актер театра им. Маяковского и Александр Лазарев-младший, актер театра Ленком.


К. ЛАРИНА - Добрый день! Мы продолжаем представлять лауреатов премии "Хрустальная Трурандот". Здравствуйте! Напомним, что "Хрустальную Турандот" 2 замечательных актера получили за роли, Саша - можно Вас так, наверное, называть?..
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Конечно!
К. ЛАРИНА - За "Королевские игры", а Александр Сергеевич - за "Кина Четвертого".
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Обе пьесы - Горина.
К. ЛАРИНА - Вот я как раз с этого хотела начать, что помимо того, что "Хрустальная Турандот" связывает наших гостей, но еще и имя автора, Григория Горина. Так уж получилось. Саша, это была Ваша первая премия театральная, или Вы что-то до этого получали?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Ну, большая серьезная - первая, хотя не хочется обижать никого - была у меня премия фонда Олега Павловича Табакова до этого, после "Фигаро", называлась она "За стремительный взлет в искусстве". Спасибо, Олег Павлович!
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Подожди, а все остальные премии, ты уже после получил?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - После, конечно.
К. ЛАРИНА - А какие еще были?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Ой, он нахватал столько!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Много. Первая - "Хрустальная Турандот". Потом была премия Станиславского, потом премия ТВ 6 - "Чайка", премия "Московского комсомольца". И, как итог - Государственная премия.
К. ЛАРИНА - А Государственная за что?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - За совокупность.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - За "Королевские игры"
А. ЛАЗАРЕВ (ст.) - Мы такого не получали в свое время.
К. ЛАРИНА - Кошмар! Я помню, Костолевский получил премию Ленинского комсомола за роль Евгения Столетова в фильме "И это все о нем", вот что было. А здесь - за "Королевские игры" дают Государственную премию! Потрясающе!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Время другое.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Спасибо времени!
К. ЛАРИНА - Я понимаю, что премиями вас не удивить, премий вон сколько только перечислил Саша молодой. Александр Сергеевич не знаю, сколько нахватал за свою жизнь...
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Государственных несколько у тебя, по-моему.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Я - нет. Я говорю, у нас время... Каких несколько? Одна! Государственная премия СССР называлась, за спектакль "Венсеремос" Генриха Боровика, и в подзаголовке она называлась "Интервью в Буэнос-Айресе". Тоже королевские игры в своем роде - чилийская ситуация, когда это все было раскручено. Нет, ну премия премии рознь, не потому что... Вы извините, что я, может быть, какие-то вопросы, а я начинаю так сразу говорить?
К. ЛАРИНА - Давайте, давайте, говорите, пока у вас такое настроение.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Нет, премия премии действительно рознь, и я очень искренне хочу сказать о том, что вот не потому что, скажем, вот Борис Беленький рядышком сидит, а потому что действительно эта премия очень душевная. Она очень дорога нам, эта премия, которую мы в свое время получали, и она, как бы сказать, она - именно актерская премия, понимаете, она не связана ни с какими позициями общественных - заняты где-то в общественной роли или не заняты. И учреждают ее в совокупности творческие люди, и в общем-то, независимо совершенно. Правильно, я говорю?
К. ЛАРИНА - Да. И я еще хочу обратить внимание, в общем-то, мы об этом уже говорили, что очень важно, что здесь никогда нет никакого расчета - этому уже давали, давайте дадим в этом году вот этому. Вот, Марк Анатольевич сколько у нас наполучал.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Нет лоббирования.
К. ЛАРИНА - И потом еще очень важный момент, о котором мы не сказали: театральные артисты вообще не избалованы премиями профессиональными, ведь вы вспомните, Александр Сергеевич, что у нас было при советской власти, кроме Государственной премии?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Да нет, я вам и говорю: мы играли такие выдающиеся роли, как, я не знаю, я "Ламанча" играл, "Мать" играл, "Трамвай" - никто за это ничего не получал! Но зато я получил за "Вансеремос", понимаете, Государственную премию СССР. Не желая обидеть, так сказать, Генриха Боровика - это была идеологическая ситуация, и за нее дали. Ну, дали - взяли.
К. ЛАРИНА - Хорошо, давайте теперь посмотрим по работам. Мы уже об этом сказали, мне бы хотелось, что бы об этом поподробнее вспомнили, коли уж вы все вместе здесь собрались. Вот, "Кин Четвертый", пьеса Горина, вы играете там артиста. Мне кажется, что это очень сложно. Это кажется, что легко, что актеры про актеров все знают и поэтому сыграют все вот так вот, сходу, с листа. Так не бывает. Здесь очень трудно, наверное, было найти какое-то эмоциональное ощущение роли. Александр Сергеевич, давайте про это вспомним.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Ну, хорошо. Да, я понимаю, о чем вы хотите услышать, и прежде, чем что-то сказать, я прежде хочу поблагодарить еще раз Бориса Беленького, учредителей этой премии за присуждение. Я, кстати, не лично ее получал сам в руки - так получилось, что в этот момент, в этот день мы были на гастролях в Таллинне. И приезжала Светлана, супруга, получать. Мне это было очень жалко, но меня не могли отпустить, потому что надо было отменять там спектакль, это невозможно.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Я помню, Света стояла на сцене, говорила - я тут купаюсь в лучах его славы, а он там работает в Прибалтике.
А. ЛАЗАРЕВ (ст.) - Так вот, что касается играть актера. С одной стороны, это сложно, конечно, но с другой стороны, как мне кажется, может быть, я глубоко ошибаюсь, не даром я говорю - как мне кажется, во всяком случае, я и мы, создатели этого спектакля и Татьяна Ахромкова, режиссер его, и я в том числе, мы понимаем, про что мы играем. Сейчас нельзя просто хорошо играть. Ну, говорят - давайте будем хорошо играть. Как это - хорошо играть? Нет, это ничего не получится, если ты не знаешь, что, про что, зачем, почему ты сегодня выходишь на сцену, зачем ты сегодня произносишь эти слова, ну, словами своего персонажа, словами пьесы, драматурга и т.д. Зачем? Так вот, в этой пьесе есть, зачем, почему и для чего сегодня мы играем этот спектакль. Это замечательная тема - искусство и власть. Это мольеровская тема, она знакомая и известная, когда король и актер дружат, могут ходить по кабакам вместе, а потом - еще по одним злачным местам, все проводить время вместе, а потом наступает момент, когда один другому говорит: "Не забывайся, перед кем стоишь!" Это очень серьезно, это очень глубокая тема, и нам кажется, что мы понимали, про что мы играем, и, как нам кажется, что мы ее реализовали. Т.е. когда я спрашиваю людей, они говорят - да, мы понимаем, конечно, именно про это. Была замечательная статья Миши Швыдкова, нашего нынешнего Михаила Ефимовича, Миша, прости, пожалуйста!
К. ЛАРИНА - Осторожнее!
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Я ничего другого не хочу сказать. Была статья, как только вышел "Кин Четвертый", была замечательная статья в "Культуре", огромная статья его, называлась она "Почему короли..." или президенты, не помню слова - "...любят актеров?". И там прямым текстом прямо, какие-то ассоциативные вещи, аналогии, но и какие-то прямые вещи так сказать, про нашу политическую ситуацию, в которой мы тогда жили, очень прямо и откровенно. А в конце все-таки была такая фраза: "Ну, почему короли любят актеров, это понятно, а вот почему актеры любят королей?" - и вопрос вот такой, и кончалась статья.
К. ЛАРИНА - Это, кстати, тема, к которой Григорий Горин очень внимательно относился, вот тема шутовства, шут и король. О чем мы уже говорили, что даст Бог - скоро появится спектакль "Шут Балакирев" в Ленкоме, который уже будет памяти Григория Горина, что просто чудовищно. Я уже повторюсь - очень жаль, что при жизни он все-таки не успел увидеть эту свою работу.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Как жаль! Это такая потеря!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Я больше вам скажу - она даже не закончена, это пьеса, по большому счету была, доносились какие-то, шла работа над вторым актом. И практически, на 99%, она была завершена, завершен второй акт, но какие-то были нюансы, о которых Захаров и Горин еще не договорились. И вот тут это случилось... Это, конечно...
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Колоссальная потеря, конечно.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Более неожиданной ситуации трудно себе представить, конечно.
А. ЛАЗАРЕВ (ст.) - Он умудрился, ну, когда он начинал, Гриша, ну - сатирик, памфлетист, так сказать, с коротких каких-то юмористических рассказов, и вырос в такого глубокого серьезного драматурга, мыслителя. Потрясающая какая-то совершенно глубина его произведений, и что для кинематографа, и что для театра. Поэтому, конечно, его уход - это колоссальная потеря.
К. ЛАРИНА - Ну, я хочу уже перейти к Саше, к "Королевским играм". Вот такое у нас получается, что отец сыграл шута, а сын - короля, да?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Тут было еще интереснее, когда мать играла, Светлана играла Елизавету...
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - А я - отца.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - А ты - отца! Только в нашем театре играл, в театре Маяковского в спектакле "Да здравствует королева, виват!", где она играла Елизавету, а вот в его ситуации Генриха восьмого, там, значит, рождается Елизавета, которая потом станет великой.
К. ЛАРИНА - Вот, Саша, это был, конечно, очень мощный дебют на сцене Ленкома, большой, в главной роли. Я знаю, что до этого вы уже сыграли Альмавиву в "Фигаро", но здесь все уже воспринимали зрители как дебют, главная роль в таком спектакле, очень тяжелым, физически прежде всего - и петь там надо и все. Я как раз вспоминаю, как раз в тот период общались со Светланой Владимировной Немоляевой здесь, на "Эхе Москвы", и она говорит - он поет. Для меня это было так странно - он поет! Ну, многое пришлось делать впервые?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Ну, много...Я не знаю, что впервые - в театре все впервые, как бы на это и основа, дело-то живое. Да, много - все, все впервые.
К. ЛАРИНА - А дальше? Это такой уровень берется, такая планка, а дальше как существовать в театре? А если не дают больше главных ролей, что делать?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Вот, то, что я сейчас делаю!
К. ЛАРИНА - В кино снимается много.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Я ему говорил - я говорю, Шура, ты не будешь получать каждый год Альмавиву, Генриха восьмого, так не бывает в театре. Я жизнь проживаю в театре огромную, и знаю, что это такое. Ты будешь играть маленькие роли, эпизоды, но играй, работай. Ничего не пропадает даром!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Да, это такие роли, которые могут существовать долго, в них можно развиваться, что-то искать, искать, искать. В таких пьесах, как, Бомарше вообще великий автор, признанный гений классик, и Горин - потрясающий драматург. Вот, я не знаю, может быть, уже рассказывал, вот, музыканты говорят, что последняя сцена в кресле, ну, так как она, финал, вся финальная часть, он ее принес уже под конец. Ее не было, не было финала, мы долго работали вообще без финала, как бы чем кончится дело - никому не было понятно. И вот он принес финал, три листочка - ну, это было сумасшествие, шок у всех, что он написал. А музыканты говорили, что он написал не просто драматургическую линию, да, потрясающую, он написал музыкальную партитуру, он написал музыку словами. И действительно, если послушать - да, это так, вот это музыка в словах, вот этот финальный кусок. Здорово, конечно!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Ну, а потом ведь будет меняться ситуация в этой жизни, соответственно, и угол зрения будет другой, и на сцене, и в зале. Все будет развиваться.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Безусловно!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - И годы идут. Сам каждый переосмысливает свою жизнь, свою позицию.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - А у Гриши многие пьесы сбывались, просто, ну, вот как у великих литераторов. Я посмотрел записные книжки Ильфа и там нарвался на такую фразу: "Борис Абрамович Годунов". Думаю - ни фига себе, как человек придумал, и как это все сбылось!
К. ЛАРИНА - Хорошая аналогия! Я даже не сразу сообразила!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Это вот к тому, что стихи сбываются, и пьесы сбываются.
К. ЛАРИНА - Саша, а вы сейчас что-нибудь репетируете в театре?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - В "Балакиреве", да. Опять же, что вы говорили, тема продолжается, шут и король. Первое название пьесы было "Придворная комедия о Петре первом, Екатерине и шуте Иване Балакиреве", но сейчас как бы просто "Шут Балакирев" называется. Там есть такая роль - любовник Екатерины, Вилли Монс, с которым Петр поступил, конечно, и с ним, и с супругой своей, очень жестоко. Он когда раскрыл эту любовную связь, он отрубил Монсу голову, заспиртовал ее и поставил на туалетный столик Екатерине.
К. ЛАРИНА - Хорошая роль! Как долго вы продержитесь на сцене?
А ЛАЗАРЕВ(мл.) - Первый акт. Во втором акте будет одна сцена между раем и адом, как бы, там будет и Петр, и все, кого он порубил, кого он поубивал, в том числе и Монс.
К. ЛАРИНА - Когда планируется показать уже спектакль?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Трудно сказать. Но я думаю, что в этом сезоне, до конца сезона.
К. ЛАРИНА - Ну, давайте, коли у нас уж семейная тема, Боря, у меня к вам вопрос: а почему у нас ни разу Светлана Владимировна не получила "Хрустальную Турандот"? Как глава семьи, а?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Да, я сам думаю об этом.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Неправильно поймут!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Скажут - ну... Да, это будет семейственность.
К. ЛАРИНА - Поскольку работ уже более, чем достаточно, хотя я, может быть, не знаю, да? Не так много?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Есть, есть работы.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Я не собирался этого говорить, но вы как бы дали толчок, и не поймите меня, я, так сказать, ни к чему не призываю, просто я считаю, что действительно ей за совокупность каких-то больших работ...
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Так, сейчас начнется выпрашивание, нет, не надо! Не продолжай дальше!
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Нет, да не надо, Господи! Да умоляю тебя, она всю жизнь прожила - получила одну небольшую "Московского комсомольца" премию, за всю свою жизнь, и ничего не надо ей. Ей нужно только здоровье, и чтобы у тебя все было хорошо.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - А по большому счету никому больше ничего не надо!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Лишь бы только здоровье близких было, и все.
К. ЛАРИНА - А я вспомнила, что впервые я увидела Сашу как раз на сцене театра им. Маяковского, когда его душили подушкой. Это было в спектакле "Леди Макбет Мценского уезда". Вот с этого все и началось.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Потом наступил такой момент, когда Наташа Гундарева сказала: "Шурик, милый, мы с тобой должны попрощаться!" - он 2 сезона играл эту роль, она говорит: "Понимаешь, уже несоответствие. Уже ни я тебя могу задушить, а ты меня уже подушкой задушишь!" - уже выше ее на голову стал ростом! И попрощались на гастролях в Кишиневе, сказали ему: "Шурик, спасибо тебе большое, ты отыграл, все" - и он был так расстроен, так расстроен, что просто... Ну, ладно!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Ну, ладно, этого я не помню.
К. ЛАРИНА - Дорогие слушатели! Обращаюсь к вам: номер нашего пейджера 788-00-88, абонент "Эхо Москвы", вы можете выдать свои варианты премии "Хрустальная Турандот" - кому бы вы дали премию за прошедший сезон. Тут прислали замечательную реплику: "В общем, вывод первых: хочешь родить шедевр, так и делай это от шедевра!". Вот, действительно, шедевры. Но, тем не менее, это мужчины, хочу обратить ваше внимание. А это вещь такая, тема тяжелая - совмещение профессии актера с мужской психологией и характером. Потому что как проявляется профессия актерская в жизни женщины, это понятно, как она себя ведет. Хорошо, конечно, но понятно. А вот для мужчины? Наверное, это сложно - вот так все время нравиться?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Это сложно. Я знаю, что однажды отравившись этой святой пылью кулис, как я называю, практически с этим туберкулезом, с этой бациллой - на всю оставшуюся жизнь! Хорошо тебе или плохо тебе живется в искусстве, в частности, в театре, я знаю одного-двух, ну, может быть, вспомню трех человек за свою жизнь, которые порвали с этой профессией, ушли из театра, потому что один, как у нас был, не хочу называть этого человека - хороший актер, играл у нас главные роли, сказал - я не могу, у меня жена, двое детей, я не могу эти нищенские деньги приносить, я должен где-то зарабатывать - он вынужден был уйти. Ну, просто не мог существовать. Это трудно мужчине. Актер, хозяин, мужчина, муж, отец - это, конечно, наверное, трудно. Тут все зависит от твоего человеческого характера, мне кажется. А характер - это твоя судьба, абсолютно. Потому что один в одних обстоятельствах в силу своего характера поступит так, другой в этих же обстоятельствах в силу своего характера поступит совершенно иначе. И поэтому - разные судьбы, разные ситуации, разные ломки, взлеты, падения, и т.д.
К. ЛАРИНА - Но есть же объективные вещи. Все равно же зависимость постоянная, тут никуда не деться. И тем более, вы всю свою жизнь проработали со своей любимой женщиной в одном театре. А когда при вас унижают вашего человека любимого или, не дай Бог, наоборот? Каким образом это пережить?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Вы затрагиваете темы, которые бы мне не хотелось затрагивать. Да, действительно, с одной стороны, когда семья - это вроде бы крепость, щит какой-то, да, как говориться, на несколько, тут тронуть труднее. С другой стороны, я абсолютно сейчас не хочу говорить про себя, а постараюсь сказать объективно - если вы хотите сделать больно или у вас такая ситуация, вы вынуждены сделать больно супруге, вы тем самым делаете больно нам, наоборот - мужу. Как это мучительно, как страдает мужчина, если его любимая женщина подвергается унижению, оскорблению и т.д. И наоборот. Но у нас как-то так счастливо, спасибо кому-то, не знаю, Боженьке. Мы как-то шли ноздря в ноздрю, как говорят, понимаете. Хотя были какие-то ситуации, которые мудрость моей жены - говорила, переживем, подожди, не ломай дрова, давай на кухоньке сядем, возьмем белого хлебного винца, выпьем, поговорим, обсудим, расслабимся и решим, не надо так сказать с плеча, хотя были такие ситуации, в которых я бы мог сделать какие-то шаги, о которых я бы в дальнейшем очень бы страдал и жалел, потому что я их делал. Но она меня останавливала. И поэтому мы не работаем, с нашей точки зрения, вот нас спрашивают - почему вы не работаете с сыном в театре? Как было бы замечательно. Да упаси Бог! У него свой театр, у него прекрасная - ну, жизнь прекрасной в театре не бывает - нормальная жизнь в театре, он работает, играет. Работать все вместе - это значить повязаться, и нас повяжут так, и мы потом не развяжемся. А видеть страдания и мучения близкого человека - это самое мучительное, особенно для мужчины, понимаете. Повторяю, если его любимую женщину, ну, унижают - для него же это мука мученическая, понимаете? Поэтому, ну, что делать? Мы выбрали такую профессию. Как Андрей Александрович Гончаров говорит - добровольная каторга. Это - добровольная каторга.
К. ЛАРИНА - Вы отпустили с легкостью сына? Я понимаю, конечно, что это его собственный выбор, что он хотел, и вы удостоверились в том, что он талантлив, я все понимаю. Но исходя как раз из той темы, которую я как раз вам предложила.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Да, мне лично было страшновато. Светлана как-то в этом отношении более легко пошла, она сказала, что я вижу в нем то, чего, может быть, ты не видишь, поэтому он должен заниматься только этим. И действительно, она была права, что он должен заниматься именно этим, тем, чем он занимается. Понимаете, это Светлана, она, Светка, ты меня извини, если ты меня слушаешь, что я иногда тебя цитирую, потому что она говорит - почему иногда спрашивают, иногда задают вопрос: почему вы не ропщете, не возмущаетесь, не бастуете, ведь за такие деньги. Ну, театральные, драматические актеры - это особая статья, это не эстрадные гонорары, это совсем другое. А она говорит - а нам уже заплачено, нам кем-то свыше заплачено уже, потому что мы занимаемся любимым делом. Значит, нам уже заплачено, понимаете? Мы занимаемся любимым делом. Это вот Светка сказала.
К. ЛАРИНА - Но к этому надо придти.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Замечательно сказала! Света, мой поклон!
К. ЛАРИНА - Саш, а если вспомнить годы детские, когда еще не понимали, кем вы будете. Вот, семья, актерская, театральная. Вы понимали вообще, что это не самая счастливая профессия в мире? Или наоборот? Ведь были же наверняка периоды тяжелые, я в этом убеждена.

А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Естественно. Все видел, но не понимал. Видел, что были страдания какие-то, переживания, и сам переживал, и подключался - мол, как же так? Но не приходило в голову мысль, что я не буду этой профессией заниматься. Я играл в футбол, я не хотел учить стихи, меня это как-то не интересовало - просто где-то в подкорке сидело, что да, это в какой-то момент придет. И, наверное, пришло это достаточно поздно, уже к самому поступлению, наверное, пришли ощущения и желание. Я прекрасно, пап, помню, как, я никогда в принципе не гуляю один, ну, просто не шляюсь по улицам, не мечтаю, не хожу, вообще человек достаточно деловой, а тут меня как-то меня, перед экзаменами я пошел гулять и ноги вынесли ночью к школе-студии МХАТ. Я что-то там походил-походил, постоял, потом думаю, что за романтизм дурацкий? И пошел домой. Но как-то это произошло. Это магия какая-то, наверное.
К. ЛАРИНА - Вы не боялись, когда первый раз предстали перед родителями в качестве актера? Вот когда они первый раз пришли, не знаю, куда - в школу-студию, на показ какой-то?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Я очень волновался. На первый показ пришла мама и меня в первый раз так разнесла во все стороны, что мне захотелось уйти из профессии навсегда.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Да, но зато когда ты заканчивал школу-студию у Саши Калягина, Треплевым в "Чайке", то тут уже мы с матерью смотрели и говорили, и успокоились, в общем.
К. ЛАРИНА - Ну, хвалить можно или не надо?
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Не надо лучше.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - А что? Да актеру приятно. И кошке приятно ласковое слово! Ну, актер же изначально выходит на сцену не ради того, чтобы услышать плохое или провалиться. Стартовая ситуация изначально - он идет на успех. Другое дело - получается это или не получается. Это может не получаться, провал. Но изначально, внутри-то это для чего? Для того, чтобы войти в контакт со зрителями, что-то рассказать, себя показать, грубо говоря. Изначально предполагается ситуация какого-то восторга.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - То же самое - поэтому 10 лет назад и придумалась "Хрустальная Турандот". и когда мне сказали на пресс-конференции: "А вы не боитесь, что в след за "Хрустальной Турандот" появятся еще какие-то премии?" - я сказал: замечательно, и слава Богу, потому что актер рожден для любви, для восторга, для цветов, для премий. Собственно, театр - это разговор человека с человеком. Если писатель - это разговор человека с Богом, с вечностью - он же не знает, кто будет его читать, то на театре человек рожден для аплодисментов. Иначе он бы не стал страдать, мучаться, и ему уже заплачено этими предполагаемыми аплодисментами. Я сказал - должны быть премии, и актерам нужно премии давать, как детям дают витамины, чем больше - тем лучше. От этого они становятся еще краше. И посмотрите, на сколько я был прав! Жалко, что это не телевизионная студия.
К. ЛАРИНА - Слава Богу, все прекрасно представляют, как выглядят наши сегодняшние гости. Теперь о театральном успехе, театр как предприятие. Понятно, что Ленком - предприятие благополучное, тьфу, тьфу, тьфу, уже многие годы, с тех пор, как, собственно говоря, место главного режиссера занял Марк Анатольевич Захаров. Вот, точка отсчета для нас - это, наверное, все-таки первые рок-оперы, вот, аншлаг первый принесли, и дальше все нормально.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - До этого спектакли тоже были аншлаговые, и "Тиль" была, во-первых. Вот, Марк Анатольевич, по-моему, считает, что стартовая площадка - это "Тиль", конечно.
К. ЛАРИНА - Ну, а театр Маяковского, я, конечно, не хочу его обижать, но мне кажется, что пик его популярности как театра остался в 70-х годах где-то. Вот как раз мы сегодня вспоминали "Трамвай Желание", "Человек из Ламанчи", да тот же "Венсеремос", кстати, и зал вставал.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Это было десятилетие, 70-80-е годы, когда у нас шли "Ламанча", "Трамвай", "Бег", "Леди Макбет Мценского уезда", "Беседы с Сократом", "Театр времен Нерона и Сенеки" - ну, что, это было десятилетие заката, это было десятилетие мощное, ну, знаете, просто мощное, каждый спектакль вызывал такой интерес!
К. ЛАРИНА - От чего это зависит? Это попадание во время, что это такое? Почему? Ведь вы же не стали хуже играть с тех пор?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Я - актер, понимаете, я не театровед, не искусствовед, не режиссер, я изнутри все это могу ощущать, понимать даже. Но сказать почему это? Ну, это не может театр каждый год создавать шедевры, не бывает так. Бывают завалы, провалы, ровно очень, равнинная ситуация, и вдруг какой-то взлет, и т.д.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Но по актерскому составу Маяковка остается первым.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Ну, у нас много уже ушло, сколько людей ушло. Вообще ушло, из жизни, умерли люди, замечательные артисты. И потом, ушли в другие театры. У нас был такой коллектив мощный, вот именно 80-е годы, вот это было действительно, можно сказать, да. А сейчас, ничего. Ну как, живем, существуем, болеем, я считаю - у нас есть свои болезни, как и в каждом организме. Мы - живой организм, а живой организм - он болеет, бывает, что болеет. Ну, что же делать? Ничего, переболеем.
К. ЛАРИНА - А то, что вот сейчас пошли по второму кругу? Не знаю, на сколько это к вам вопрос, наверное, все-таки к Андрею Александровичу Гончарову. И все-таки, вот, "Человек из Ламанчи" сейчас должен же появиться в новом составе, "Дети Ванюшина" уже идут, "Банкрот" идет. И что? Это приносит успех?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Можно, я отвечу, как человек со стороны. Я думаю, что это не к активу. Они - как солдаты, им сказали вперед - они пойдут вперед и мужественно возьмут любую крепость. Дай Бог здоровья полководцам! Вот, спрашивая о Ленкоме, вы сами ответили на этот вопрос - пришел победительный полководец, дай Бог ему здоровья! И я думаю, что та армия, тот бронепоезд ни на каком не на запасном пути - это могучие актеры, всегда готовые к созданию шедевров. И создадут, наверняка, и очень скоро. Да, а поздравления принимаешь?
К. ЛАРИНА -А кого ты хочешь поздравить? Я сегодня посмотрела по дням рождения - вроде бы и поздравить некого, понимаешь...Вчера можно было поздравить Михаила Михайловича Казакова.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Сегодня можно поздравить замечательного парня, только ему нельзя позвонить, к сожалению - тут есть замечательная традиция непосредственно звонить. Позвонить пока нельзя, не потому что недосягаем, а потому, что еще маловат - Сергей Александрович Лазарев 2-х месяцев, такой замечательный парень 2 месяца назад родился. Я хочу поздравить его, и от "Эха Москвы", я надеюсь, и счастливого отца, и счастливого деда.
К. ЛАРИНА - Саш! Это уже подвиг! Это второй ребенок уже?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Да-да-да!
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Продолжение лазаревского рода.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Назван в честь моего деда.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Моего отца, Сергея Николаевича. Спасибо, Боря!
Б .БЕЛЕНЬКИЙ - Стало быть, будущий лауреат "Хрустальной Турандот".
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Посмотрим. У нас еще Полина растет.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Светлана, Полина - работы непочатый край! Награждать и награждать!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Полина проявляет явные способности и интерес к нашему делу, бьет чечетку, поет песни.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Ой, музыкальная девочка, козочка моя! Спасибо, Борис!
К. ЛАРИНА - Еще раз поздравляем, Сашу поздравляем, конечно, прежде всего. Вообще - молодец! Я просто не могу! Для меня это загадка, я не понимаю, как можно. Не страшно при такой жизни сегодняшней, при такой профессии, вообще взять - и второго ребенка? Ведь это же ответственность какая!
А. ЛАЗАРЕВ (мл.) - Страшно. То, о чем отец говорил, да, и страшно, и надо обеспечивать семью, и я нахожусь в таком морально-психологическим раздрае.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - И мы, главное, уже не молодеем, чтобы помогать, потому что тяжело.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - Ну, а как? Как там сказали? Должно быть много шедевров от шедевров.
К. ЛАРИНА - Ну вот, как раз в завершение помог Борис мне к этой теме вернуться. Я хотела спросить, поскольку слишком красивый мужчина, таких не бывает на свете. Вот эта порода, она откуда ведет свое начало?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Не знаю... Может быть, кто-нибудь где-нибудь когда-нибудь...
К. ЛАРИНА - Согрешил...
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Нет, просто был кто-нибудь в поколениях каких-то, не знаю.
К. ЛАРИНА - Но вы так не изучали свою родословную подробно?

А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Я, к сожалению, не очень глубоко, к сожалению. Вот, перед смертью родителей все надо было расспросить, как можно глубже, но так вот случилось по легкомыслию. Ну, отец у меня был художник, живописец в Ленинграде. Мама - простая женщина была, машинистка. Но не секретарша-машинистка, она работала в кораблестроительном институте на огромных машинах, проекты печатала на огромных американских пишущих машинах, цех был огромный. Это очень серьезная профессия, она даже корректировала орфографию у тех инженеров, которые эти проекты ей посылали. Ну, она из простых. Родилась в Финляндии, тогда еще дореволюционной Финляндии, потом была вынуждены уехать в Россию, и т.д. В общем, я даже не знаю, откуда это вообще...
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Ну как, вот, твои деды, дядья все..
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Говорят, кто-то один был актером, отец рассказывал, что кто-то один, какой-то дядька был актером в Оренбуржском театре, но это было очень давно. Я сам не знаю. Однажды, не потому, что я хочу похвастаться, вот поймите меня правильно, вот, честное благородное слово, как факт: однажды мы репетировали спектакль "Плоды просвещения", я репетировал другою роль, Петр Иванович Фоменко дал мне другую роль, Сохатова такого. И там начиналось с того, что я вхожу и сбрасываю шубу с плеч на руки горничной. И такая у нас была суфлерша Любовь Лазаревна Лесс, еще от Мейерхольда, театралка старая очень, и она мне говорила - Саша, кто тебя так научил сбрасывать шубу?! Я говорил - не знаю, никто не учил. Она говорила: понимаешь, ты так сбрасываешь эту шубу, так научить нельзя! Это кто-то. Да кто? Из рабоче-пролетарской ситуации? Так что может быть, я не знаю. Это я просто, опять же, прошу понять меня правильно, не в порядке какого-то хвастовства, а просто как факт - может быть, действительно, может быть кто-то когда-то где-то вдалеке какой-нибудь был аристократ с длинными тонкими пальцами. Не знаю, не знаю.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ - А может быть, и в Оренбурге жил простой нормальный человек с длинными пальцами. Может быть, это был дворянин Киса Воробьянинов, который Остапа Ибрагимовича когда-то...
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - А потом, вы знаете, актеры, ни в коем случае нельзя отождествлять актера и его персонаж, ни в коем случае. Я уверен всегда, говорят, что нет, если ты - такой, какой-то такой определенный, то ту роль никогда не сыграешь, в тебе этого, мол, нет, я думаю можно. Во-первых, потому что он - актер, и степень его дарования именно в том и заключается, чтобы, ну, грубо, совершенно примитивно, грубо рассуждая, говорят - ты очень плохой человек, совершенно мерзкий человек, он никогда не сыграет положительного, доброго, хорошего человека. Может! И хороший человек может сыграть плохого, это легче, естественно. Потому что найти логику мысли существования - в этом профессия актерская, найти правду поведения вот этого человека. И зачем тебя отождествляют, совершенно непонятно. Однажды у меня была картина "Смертный враг" по одному раннему рассказу Шолохова, где я играл жуткого такого негодяя, подлеца - казака Александра. Там, бью ногами жену, пью, жуть! Главную положительную роль играл Евгений Семенович Матвеев, а я вот такого - это была, по-моему, одна такая моя отрицательная роль. И однажды на творческом вечере я показал кусок из этого фильма. Мне очень нравилось, там, как мне казалось, я очень симпатично все это делаю. И мне мои товарищи говорят - о, так вот ты какой на самом деле! Вот в чем ты заразителен, вот в чем ты интересен! Я считаю, это глубоко неправда.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - А как матери однажды письмо пришло, "Завтрак на траве"?
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Да-да, она играла однажды в фильме, где играла судью с Валерой Золотухиным, "Завтрак на траве". Она там его по сюжету в конце засуживает, положительного героя. Засуживает, срок - так по сюжету картины. Вы можете себя представить, ей письма идут - товарищ Немоляева, как вам не стыдно! То вы сделали? За что вы невинного человека засудили?!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Нет-нет, там женщина писала - я так хорошо к вам относилась, я видела ваш "Служебный роман", а вы оказывается вот какая! Вот вы какая, оказывается!
К. ЛАРИНА - Замечательный обман, прекрасный. В этом и весь смысл вашего дела, чем вы занимаетесь, в обмане, грубо говоря, в возвышающем.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Но поймите, нельзя кидать камни! Я понимаю - дети, когда в свое время кидали камни в актеров, которые играли, ну, не знаю, Гитлера, бабу Ягу, но это дети, понятно - они отождествляют актера и героя, актера и персонажа. Но взрослым-то это делать не надо, мне кажется. Есть актер, а есть персонаж. Может быть, я ошибаюсь.
К. ЛАРИНА - А мне нравится, когда актеры блистательно играют подлецов. Мне кажется, что это вообще самое трудное, наверное. Хотя, может быть, я ошибаюсь...
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Есть еще ярлыки, которые вешаются на актеров, то, что, например, Мосальский ни одной положительной роли в своей жизни не сыграл. Я не помню, что конкретно, но отрицательную роль сыграл так потрясающе, что Панов сказал - ну, все, это только подлецов играть!
К. ЛАРИНА - Короче говоря, тайна сия велика есть, актерская профессия. Вот, я думаю, что это как тост прозвучит в конце нашей сегодняшней программы. Я поздравляю еще раз сына Сашиного. 2 месяца - это только начало.
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Спасибо!
К. ЛАРИНА - Дай Бог ему здоровья, счастья, гармонии и любви в доме, и дай вам Бог хороших ролей! Светлане Владимировне - поклон и привет.
А. ЛАЗАРЕВ(ст.) - Спасибо большое!
А. ЛАЗАРЕВ(мл.) - Спасибо!
К. ЛАРИНА - Напомню, что сегодня мы вновь представляли лауреатов "Хрустальной Турандот" - Александров Лазаревых, и Борис Беленький был, естественно, здесь, с нами. До встречи!