Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

Александр Лазарев: "Я начинал свою карьеру под фамилией Трубецкой"
Ах... №9 1999


По мнению наблюдателей, в жизни актерских детей с самого начала все так счастливо предопределено… Однако самих актерских детей эта "счастливая предопределенность" часто не радует. Наоборот, они делают все для того, чтобы от нее избавиться. Александр Лазарев-младший, например, в одной из своих первых картин – "Село Степанчиково и его обитатели" – даже выступил под псевдонимом…


– Это был самый убедительный способ доказать свою самостоятельность?

– Мне было всего двадцать, и юношеский максимализм часто побеждал здравый смысл: хотелось все делать самому, даже работать под другой фамилией, чтобы не было ассоциаций с моими родителями, тем более что они тоже снимались в этом фильме. Долго придумывал что-то подходящее, мучил окружающих, прося совета, пока исполнительница одной из ролей, Валентина Талызина, не пошутила: "Что ты все: Тютькин да Пупкин! Бери что-нибудь звучное, например Муравьев-Апостол или Задунайский..." Так единственный раз в жизни я стал Трубецким.


– В общем, вы решили полностью отказаться от помощи родителей?

– Смотря какую помощь вы имеете в виду. Отец целый год занимался со мной подготовкой в институт. Вообще-то он, в отличие от мамы, был против того, чтобы я шел в театральный вуз, долго пытался заинтересовать меня археологией, но, послушав стихи в моем исполнении, понял, что все не так безнадежно.


– Тем более что у вас был некоторый "начальный капитал"...

-Да, я рос закулисным ребенком, после школы приходил в театр, и меня отправляли в мамину гримерную. Все думали, что я там уроками занимаюсь, а я мечтал или играл во что-нибудь. Очень любил реквизиторский цех, где можно было потрогать настоящее оружие. Лет в десять меня ввели на роль Феди в спектакль "Леди Макбет Мценского уезда", где по сюжету Наталья Гундарева душила меня подушкой. Но вскоре я очень вырос, стал выше Гундаревой, и сцена стала выглядеть неправдоподобной.


– После Школы-студии МХАТа вы попали в "Ленком". Вам не страшно было начинать карьеру в театре звезд?

– Несмотря на наивные мечты, что будет все и сразу, мне пришлось три года пробегать в массовке. (У Марка Захарова есть такая тактика воспитания и проверки на прочность молодежи. – Примеч. авт.) А потом подряд случились "Гамлет", "Женитьба Фигаро" и "Королевские игры".
Я понимал, что иду в сложившийся коллектив и поначалу буду инородным телом, но меня приняли тепло, помогли освоиться и многому научили. Например, петь. Сам я считал, что мне не дано, но здесь никто не поставил на мне крест, не смеялся над тем, как я ныряю между тональностями и не могу вступить по полчаса. Марк Анатольевич на репетициях был ироничен, но спокоен: "Что ж, подождем пока Лазарев вступит. Попьем кофе в буфете". В результате меня просто заставили поверить в себя.
А Александр Збруев терпеливо, в течение двух месяцев, без всякой ревности вводил меня на свою роль короля Клавдия в "Гамлете". Я до сих пор ему благодарен. Мою жену в спектакле, Гертруду, играла Инна Чурикова. Сначала было безумно страшно, но она такой милый человек, такая легкая партнерша, что я расслабился. В постановке был эпизод, где супруги приближаются друг к другу для поцелуя, но останавливаются, потому что входит Полоний с докладом. И однажды мы уже обнялись, а Полония все нет и нет. Я тихонько спрашиваю: "Инна Михайловна, что делать будем?" А она так лукаво отвечает: "Что, что? Целоваться!"


– Вы когда-нибудь начинали новую жизнь с понедельника?

– Да, периодически с понедельника я пытаюсь бросить курить, но никогда не выходит! Лишь однажды удалось победить себя на четыре дня. Ведь я давно курю, с шестнадцати лет. Начинал тайком от родителей, пока однажды меня не засекли – по запаху. Сначала я отнекивался, а потом сочинил, что большие пацаны прижали в подъезде и заставили: "Кури!" Убедительно обманывать я никогда не умел, поэтому со словами: "Ах, ты еще и врешь!" – родители устроили мне настоящую головомойку, взяв слово, что я больше не притронусь к сигаретам. Тогда я продержался больше года, но в десятом классе закурил опять.


– Значит, урок оказался не слишком убедительным…

– Зато был другой. Помню, на даче – мне было лет семнадцать – мы с другом решили устроить пикник. Присмотрели полянку и целую неделю копили деньги, выпрашивая у родителей на мороженое. В намеченный день с утра шел проливной дождь, но мы купили бутылку кубинского рома "Гавана клаб", две воблочки, четвертинку черного хлеба, наворовали картошки на колхозном поле и на велосипедах укатили подальше от дома. Довольно быстро мы выпили и съели все, что у нас было, и не заметили, как заснули прямо в лесу на мокрой траве. Через некоторое время я очнулся от ощущения, что умираю, встал и побрел куда-то, молясь, чтобы мне полегчало. И вдруг слышу истошные крики приятеля: он решил, что во сне я скатился с пригорка в реку, и, вопя, стал искать мое тело на дне. Возвращались мы уже затемно. Помню зловещую фигуру отца у калитки и свое неловкое вранье про сломавшийся велосипед. Отец ничего не сказал, а следующим утром настойчиво пригласил меня пилить дрова. Это был очень тонкий воспитательный ход, и тот случай стал для меня уроком на всю жизнь.


– В вашем характере затеять что-нибудь и бросить недоделанным?

– Да, могу взяться за что-то, а потом заскучать и бросить. Была подобная история в антрепризе, когда мне понравилась пьеса, я загорелся, начал репетировать, и вдруг такая тоска навалилась... Я сбежал. Кстати, сейчас этот спектакль успешно идет с другим исполнителем, но я не жалею.


– Как вы обычно завязывали отношения с женщинами?

– У меня нет схемы, я очень застенчив с женщинами. Если кто-то по-настоящему нравится, начинаю стесняться, зажиматься. Первая любовь у меня случилась в начальной школе, одноклассницу звали Катя, и она очень хорошо танцевала. Потом я влюбился в спортсменку-фехтовальщицу, а позже, в пионерском лагере, просто умирал от чувства к девочке-балерине, которая не обращала на меня ни малейшего внимания, а я не навязывался, лишь издалека смотрел на нее и любовался. Все мои детские привязанности были безответны, но подобные страдания души, я считаю, идут на пользу: ведь мир в это время открывается с абсолютно иной стороны.


– А если говорить о начале серьезных отношений?

-С Алиной, моей женой, мы были некоторое время знакомы – встречались в одной компании, болтали, но не более того. А однажды она с моим другом и его приятельницей пришла ко мне в гости. Меня тогда будто громом поразило. Помню, как я, увидев ее глаза и силуэт в синем пиджаке, понял, что пропал! Даже другу сказал в этот же вечер: "На этой девушке я женюсь!" А Алина говорила потом, что ее потрясла надпись на моей майке: "15 мая" – дата ее рождения. Это был знак! Через девять месяцев мы поженились.


- Что для вас "женское начало"?

- Главное – женственность. Это очень емкое для меня понятие, куда я включаю и мягкость, и доброту, и кокетливость, и веселость, и верность. Для меня всегда очень важно было чувствовать полное доверие к женщине, которую я любил. Даже в мелочах. Например, чтобы она не флиртовала с другими мужчинами, не доставляла мне поводов для волнения или ревности. Так же буду вести себя и я. В этом мы полностью совпали с моей супругой.


– Наверное, совпали не только в этом, если вашему браку уже одиннадцать лет…

– Конечно, у нас бывают конфликты, как и во всех семьях, но в серьезные ссоры это не переходит, потому что мы уже слишком хорошо знаем друг друга. Я всегда стараюсь уступать. Нам совершенно не мешает и то, что Алина – из другой среды. Она переводчик детской литературы. Часто разборки возникают по вопросу, как провести выходной, потому что Алина – домоседка, а мне нужно вечное движение. После криков: "Куда тебя несет?!", "А ты чего лежишь?!" – мы обнимаемся и приходим к компромиссу.
Бывает, я становлюсь занудным, особенно в вопросах воспитания ребенка. Раньше легче относился к ее падениям, ушибам – все дети падают, – а сейчас, когда Полине уже девять, больше беспокоюсь. Но вместо того, чтобы пожалеть плачущую дочь, начинаю кричать, выговаривать ей: "Вот... я тебя тысячу раз предупреждал!.."


– Считаете ли вы, что никогда не поздно начать учиться чему-то новому?

– Конечно да! И у меня перед глазами замечательный пример Александра Гавриловича Абдулова, который учился режиссуре в процессе съемки своего первого фильма "Бременские музыканты", в котором я играю собаку. Многие думают, что актер и режиссер – сходные профессии, однако это совершенно не так: они диаметрально разные. И за то, что Абдулов не побоялся выглядеть дилетантом, был готов к каждому съемочному дню и точно представлял всю ленту в целом, я бесконечно его уважаю.
Но начинать учиться чему-то можно и по мелочам, каждый день побеждая собственную лень или ложный стыд. Три года назад мы всей семьей учились кататься на роликах. Сначала Полина очень расстраивалась, что у нее ничего не получается, но, заметив, что родители тоже падают, воспряла духом. И сейчас носится так, что я не всегда могу ее догнать. Теперь в наши семейные планы входит освоение компьютера.


– Вы верите в гороскопические совместимости?

– Не верю, но мы все – жена, дочка и я – Тельцы.


Мария Сперанская