Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

"Виват, Анна Иоанновна!", 2 фильма

http://www.mosfilm.ru/

"Виват, Анна Иоанновна!", 2 фильма.
Продюссер: Дружинина С. С.
Режиссёр-постановщик: Дружинина С. С.
Авторы сценария: Дружинина С. С., Финн-Хальфин П. К.
Оператор-постановщик: Мукасей А. М.
Художник-постановщик: Аронин В. С.
В главных ролях: Инна Чурикова, Алексей Жарков, Владимир Ильин, Дмитрий Харатьян, Александр Лазарев-младший.

Начало производства - сентябрь 2004 г.
Окончание производства - декабрь 2005 г.

Киностудия «Авангард» на производственно-технической базе Мосфильма.
Тайны Анны Иоанновны
Журнал 7 дней, 11-17 апреля № 15

Виват, Анна Иоанновна! Каких только ролей не было в актерской биографии Инны Чуриковой!
На российских цариц Инне Михайловне играть не доводилось. Это кинематографическое упущение с лихвой восполняет Светлана Дружинина, которая уже пятый год снимает исторические хроники «Тайны дворцовых переворотов», посвященные пяти императрицам: Екатерине I, Анне Леопольдовне, Елизавете Петровне и Екатерине Великой. Сейчас режиссер работает над фильмом «Виват, Анна Иоанновна!», где на Чуриковой впервые будет красоваться императорская корона. И хоть образ властной, малограмотной и грубой Анны Иоанновны – полная противоположность актрисе, она с удовольствием согласилась на участие в проекте. «Когда я принимаю приглашение на роль, мне важно, чтобы она была для меня интересна, позволяла бы узнать что-то новое о себе самой… - делится Инна Михайловна. – Поэтому играть Анну Иоанновну, с которой трудно, но занятно. По свидетельствами очевидцев, императрица была высокой, очень толстой, не слишком привлекательной, обладала, недюжинным аппетитом. Все это не особо мне. Мне же хочется понять ее характер, найти объяснения понять ее характер, найти объяснения поступкам. Словом, проникнуться ею. Если удастся, то и роль получится».
Ну а чтобы Чурикова лучше прочувствовала нюансы царственного положения, для нее сшили великолепное платье и настоящую мантилью, украшенную стеклярусом, камнями и кружевными оборками. Поговаривают, что создание таких вещей уже и «Мосфильму» не по силам. Поэтому поработать художником по костюмам специально пригласили чувашского модельера Игоря Дадиани, хорошо знающего исторический материал. А Инна Михайловна, прекрасно понимающая, как велика роль костюма в создании образа, невзирая на простуду, не пропускала не одной примерки.
Но и другим актерам, задействованным в проекте, грех жаловаться. Над внешним обликом каждого из них работают профессионалы, не упускающие ни малейшей детали. Поэтому не разочаруют зрителей и Дмитрий Харатьян – Иван Долгорукий, и Алексей Жарков – Алексей Долгорукий, и Владимир Ильин – вице-канцлер Остерман, и Алиса Признякова – графиня Шеореметева, и Алсу – фрейлина императрицы Мадлен. Для всех сшили необычайной красоты платья и шляпы, шарфы и перчатки-краги, изготовили табакерки и пудреницы. Даже для массовки не довольствовались обыкновенными валенками и варежками, а специально, чтобы вещи выглядели старыми, искали их по барахолкам.
Правда, как это порой случается, актерские фантазии, тоже не знали границ. Так, Александр Лазарев-младший, играющий любовника императрицы Бирона, придумал, что в одном драматическом эпизоде он выпрыгнет из телеги не в дизайнерском тулупе, а с голым торсом. Одного не учел Александр – что на улице во время съемок стоял нешуточный мороз, а снег покрывала тонка корка льда. Поэтому после пары дублей Лазарев-младший потихоньку жаловался съемочной группе: «И черт меня дернул все это придумать!»
Зато Светлане Дружининой и ее мужу, оператору Анатолию Мукасею, идея пришлась по вкусу. Кстати, на съемочной площадке все с интересом наблюдают за их взаимоотношениями. Когда работа еще не началась, они – идеальная супружеская пара. Но как только звучит предостерегающее: «Тишина! Камера! Мотор!» - одна другому не дает поблажек, а, наоборот, требует максимальной отдачи и не отпускает на положенный обеденный перерыв.
Мейндорф в главной роли
"На Рублевке", № 6 (103) 3-9 марта 2005

Виват, Анна ИоанновнаОтреставрированный недавно главный дом усадьбы Подушкино снова оказался под нашим пристальным вниманием. Кинорежиссер Светлана Дружинина снимает здесь сцены для очередных фильмов киноэпопеи "Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII". 

Благодаря уникальной архитектуре замок Мейендорф (главный дом усадьбы) всегда привлекал кинематографистов и не раз становился съемочной площадкой (здесь снимались "Шатун" Александра Хвана, "Игрок" Алексея Баталова, "Черный клоун" Бориса Галкина). 

На этот раз усадьба играет роль Курляндского поместья Анны Иоанновны - будущей российской императрицы... 1730 год - в то время в России от простуды умирает император Петр II и Верховный тайный совет во главе с князем Долгоруковым решает возвести на российский престол наиболее слабого правителя, которым можно было бы манипулировать. Выбор пал на племянницу Петра I , мало кому известную вдову герцогиню Курляндскую Анну. К ней в Митаву, в замок Кетлеров, посылается делегация с так называемыми "Кондициями", которыми "верховники" хотят ограничить ее будущее всевластие. Один из пунктов "Кондиций" - не брать с собой в Россию фаворита и любовника Эрнста Бирона... 

Виват, Анна Иоанновна"Виват, Анна Иоанновна!" - так называется будущая картина, сценарий к которой Светлана Дружинина написала вместе с Павлом Финном. Ленивую, суеверную и одновременно жестокую герцогиню Курляндскую играет восхитительная Инна Чурикова. Ее фаворита камер-юнкера Бирона - Александр Лазарев-младший. В фильме также снимаются Дмитрий Харатьян - он играет фаворита Петра II Ивана Долгорукого, Алексей Жарков (князь Алексей Долгорукий) и Владимир Ильин (вице-канцлер Остерман). 

"Усадьбу Подушкино мы заметили давно, - рассказывает Светлана Дружинина, - в середине 90-х мой гардемарин Сергей Жигунов снимал здесь свою "Королеву Марго". Тогда состояние здания нас расстроило: все стены были замазаны масляной краской, внутри располагался то ли профсоюз, то ли клуб. Более-менее приличной была только одна комната, и то - с неработающим камином. Сфотографировав тогда все необходимое, мы уехали. А недавно, выбирая натуру для новых серий, вспомнили о Подушкино. Приехав на место, мы испытали восторг от того, как отремонтировали поместье. К нашей радости, Управление делами Президента РФ, в чьем ведении находится замок, разрешило съемки. Войдя же в сам замок, мы поразились опять - с какой любовью и знанием дела поработали реставраторы". 
Виват, Анна Иоанновна
Евгений Королев
Тайны Анны Иоанновны
По материалам программ "Синемания"
09.03.2005

Согласно легенде, историческое кино возникло из-за нерасторопности кинохроникеров. Не сумев попасть на коронацию одного из европейских монархов, они вынуждены были сами инсценировать этот церемониал. И добились в этом такого успеха, что никто из тогдашних невзыскательных зрителей так и не заметил подделки. 

С тех пор режиссеры не устают интерпретировать на разный манер различные исторические эпохи. Так, Светлана Дружинина неутомимо продолжает раскрывать "Тайны дворцовых переворотов" вместе со сложившейся командой актеров, которые, вслед за героями, кочуют у режиссера из серии в серию. Светлана Сергеевна взвалила на себя нелегкий труд. Вот уже 5 лет она экранизирует учебник истории. 

Светлана Дружинина (режиссер): "История не учит, история проучивает. Поэтому нужно знать свою историю, о которой мы пытаемся рассказать, докричаться. Для того, чтобы сегодня нам было лучше".

Съемочный день подходит к концу. Александр Лазарев-младший и Инна Чурикова изображают любовь Бирона и Анны Иоанновны. Оба в валенках, но это не дань съемочному времени, а всего лишь способ борьбы с холодом. Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская – властная и малограмотная, грубая и неэстетичная, полная противоположность Инне Чуриковой. 

Инна Чурикова (актриса): "Вообще, она была очень высокая, очень толстая и не очень привлекательной внешности. Такие есть свидетельства… Я, может, не владею таким большим аппетитом, как она, но мне хочется понять ее характер. Если я пойму ее характер, то может, стану и похожей?" 

У Инны Чуриковой это лишь четвертый съемочный день. В отличие от нее, Александр Лазарев-младший уже появлялся в кадре – во 2-й серии "Тайн". Но то была лишь проба пера, а теперь он один из главных персонажей российской истории. Эрнсту Иоганну Бирону принадлежала фактически вся власть в России того времени. 

Александр Лазарев (актер): "Если рассматривать его с исторической точки зрения – да, безусловно, это карьерист. Он рвался на ее трон, рвался встать вместе с ней во главе России. С другой стороны, есть исторический факт о том, что когда она умирала, он рыдал у ее смертного одра. Искренне плакал, убивался. Пойди пойми этих исторических личностей – где правда, где ложь?…"

Будничная жизнь царей и вельмож отнюдь не весела, но все же очень киногенична. Реверансы, полонезы, кринолины. Вороные цугом и лакеи на запятках. Красота. Она-то и привлекает режиссеров на протяжении вот уже ста лет.

Народная артистка России, заслуженный деятель искусств России, режиссёр-постановщик Светлана Дружинина продолжает подготовительную работу над своим двухсерийным проектом "Виват, Анна Иоанновна!". 


- Вы сейчас работаете над новым фильмом "Виват, Анна Иоанновна!". Вы снова обратились к истории?

- Я продолжаю проект, который мы замыслили десять лет тому назад, в самые чёрные годы кинематографа. Начиная в самое, казалось бы, безнадёжное для кино время, у нас получилось шесть фильмов - "Тайны дворцовых переворотов России. Век восемнадцатый", который мы замыслили - начиная со смерти Петра Великого и, как задумывалось - до смерти Павла. Продолжением этого проекта является фильм 7-й - "Виват, Анна Иоанновна!" 
В последнем фильме «Тайны дворцовых переворотов», когда Пётр II в белой рубахе на чёрной тройке уходит за горизонт, произносится текст: «И может эта короткая, неземная жизнь выполнила свою миссию, может быть на этом трагическом примере дано было показать, что абсолютная власть на Руси необходима?» И правильно, когда наша огромная страна держится на волевом усилии, она составляет великую силу.
И в фильме об Анне Иоанновне, над которым сейчас мы работаем, есть определённая цитата: когда Анна Иоанновна надрывает «кондиции», будет идти назидание потомкам: «Вот что получается с Российским троном, когда он шатается под ударом западных ветров демократии». Ведь это безумно интересный и очень современный материал – когда после смерти Петра II мудрые люди, такие как Дмитрий Голицын, предложили ограничить монархию конституций и парламентом, как это было в цивилизованных западных странах. Они написали кондиции, то есть пункты, для самой, казалось бы, управляемой особы…. Она тогда клянчила деньги и подписывалась «ваша бедная вдова». Приглашали её с большими ограничениями в пользу парламента. А в результате, несмотря на то, что она была заперта в комнате, и к ней никого не допускали, кроме сестры и трёх-четырёх дам, она все равно получала информацию с воли, и ей хватило мужества, таланта перекрутить, обмануть, и переиграть большое количество мужчин и стать самодержавной императрицей государства Российского.
Вот собственно об этом эпизоде - «разодрании кондиций» - и будет наш проект. Когда она их разрывала- это была воля НАРОДА, который не хотел никаких демократических западных веяний. В этом смысле они чётко высказались: «Зачем нам 8 тиранов? Пускай будет тиран, но хотя бы один!» и дружно проголосовали и возвели Анну Иоанновну на престол.
Анну Иоанновну будет играть народная артистка и одна из гениальных актрис кино и театральной сцены, Инна Чурикова, Бирона - Александр Лазарев-младший.

- Инна Чурикова будет сниматься у Вас впервые?

- Да. Кроме того, в фильме будет задействован Владимир Ильин в роли вице-канцлера Остермана, Алексей Жарков - в роли Алексея Григорьевича Долгорукого. Сына фаворита Ивана Долгорукого сыграет Харатьян. К сожалению, мне придётся менять Сашу Белявского, поскольку сейчас он не здоров. Но вместо него появится очень интересная кандидатура Владимира Коренева. Это тот, кто в своё время поразил весь девичий мир, сыграв «человека - амфибию». Мне кажется, его возвращение к серьёзной работе в кино будет интересно. Коренев сыграет Василия Никитьевича Долгорукого, который сопровождал Анну Иоанновну и караулил, никого к ней не допуская... 

- Как много исторических материалов вы проработали для такого проекта?

- Огромное количество. Так что иногда я сама себя беру за руку и останавливаю, потому что, как говорят, великие знания есть великие печали. Материал очень разнороден и разнообразен. Я иду по материалам, собранный Соловьёвым в «Истории государства Российского», и другим, которые появляются или обнародуются в процессе. Я стараюсь даже не развлекаться, не читать беллетристики и художественной литературы.

- Автор сценария – Вы сами?

- Я работаю с Пашей Финном, не позволяю себе писать одной, потому что не считаю себя чистым драматургом. Но я считаю, что история это общее достояние, поэтому в 1994 году, когда не было ни у кого денег, когда кинематограф, казалось бы, ушёл в небытие, то я одна, придумав себе эту тему, села и написала синопсис, большую, расширенную заявку, которая теперь расширяется всё дальше и дальше. Вот я сейчас говорю с вами об Анне Иоанновне, а у меня в столе лежит дальше: Анна Леопольдовна, заговор Миниха, жизнь Бирона, а затем знаменитый 1742 года переворот Елизаветы Петровны… Если мне даст Господь всё это снять… 

Галина Борисович, Анна Резанова