Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

Журнал "Седьмой континент", №2 2000 (март-апрель)


До Александра Лазарева дозвониться легко. Родственники любезно скажут вам: н на репетиции. У него съемки.” Бывает ли у этого человека свободное время? И как он его проводит? На предложения журналистов отвечает, наверное, слегка лениво – как человек, начинающий тяготиться славой: “Да, возможно, я с вами встречусь…”

И вот когда мы наконец дозвонились до Александра Лазарева, он застенчиво ответил: “Конечно, я дам интервью…Но “Собеседник”, “Вог”, “Elle” – не слишком ли много? Не переборщат ли с моей персоной?” 


С.К. Существует расхожий стереотип о том, что детям знаменитых родителей ничего не остается кроме как продолжать семейную традицию. Как произошло у Вас? Почему Вы стали актером?

А.Л. Любовь к театру может родиться сама собой, но можно получить ее в наследство…И, конечно же, каждый ребенок, независимо от того, в какой семье он родился, находится под влиянием родителей. Вся атмосфера моего детства, моего становления, моего развития была театральной. Театр был такой же обязательной частью жизни, как дыхание, например. И однажды перед каждым ребенком встает вопрос, кем он хочет быть. И когда этот вопрос встал передо мной, я твердо решил, что буду актером.


С.К. А самые яркие воспоминания детства?

А.Л. Их очень много. Это и рыбалка, и хоккей, и первый спектакль, который я увидел…Есть театральные впечатления, которые я никогда не забуду. Но их, к сожалению, немного. Это “Человек из Ла Манча” и ”Бег”. Особенно “Бег”. Его я посмотрел уже достаточно взрослым, чувствуя всю боль и страдания, о которых рассказывали люди со сцены…А “Человек из Ла Манча” – это был первый мюзикл, первое шоу, где мой отец пел и танцевал. Разыгрывалась драматическая история о Дон Кихоте…”Человек из Ла Манча”, “Дети Ванюшина”, “Трамвай “Желание”, “беседа с Сократом” – это великие спектакли Андрея Гончарова, к которых участвовало целое поколение прекрасных актеров.


С.К. Где Вы учились?

А.Л. Я учился в школе-студии МХАТ. Я учился в два приема: первый курс - у Ивана Михайловича Тарханова, сына знаменитого мхатовского актера Михаила Тарханова. Потом ушел в армию на два года и вернулся на курс к Александру Александровичу Калягину и заканчивал уже у него.


С.К. Помните свою первую большую роль?

А.Л. Конечно…Я играл Клавдия в “Гамлете”. Каждый актер мечтает играть Шекспира. Шекспир – это загадка. В его драматургии скрыто столько смыслов! И каждая новая постановка раскрывает новый план. В “Гамлете” любая роль, даже самая не значительная, позволяет актеру полностью раскрыть свои возможности.


С.К. А Вы играли Чехова?

А.Л. Конечно. Я играл Треплева в дипломном спектакле “Чайка”. Он очень удачно прошел во МХАТе на малой сцене. О нем много писали. Я помню как сложно давалась мне эта роль, и помню свою радость, когда она наконец удалась. 


С.К. Когда Вы заходите на сцену, Вы чувствуете зал?

А.Л. Да, конечно. Для актера очень важно взаимодействие с публикой. Не меньше, чем взаимодействие с партнерами на сцене. Если в зале нет ожидаемой реакции, к которой ты уже привык, то это очень сильно сбивает. Потом выходишь после спектакля и думаешь: "Вот так зал сегодня!" Есть наше профессиональное понятие « тяжелого зала». Не известно, от чего это зависит. А бывает наоборот : "легкий зал", когда публика реагирует настолько чутко , что роль прекрасно удается. Как-то Александр Абдулов рассказывал мне , что он играл главную роль в спектакле "В списках не значился". И вот наступил такой момент , когда он понял, что управляет залом. Это было очень сильное напряжение, внимание и самоотдача. И все это он почувствовал во время паузы. Пауза- это немой диалог актера и зала.


С.К. Сейчас Вы играете главную роль в спектакле Марка Захарова "Королевские игры".

А.Л. Да, "Королевские игры" - это история Генриха VIII и Анны Болейн, ради которой он вышел из-под власти римского папы и создал английскую церковь. А потом. Поскольку Анна Болейн родила не наследника, а наследницу, будущую королеву Елизавету Тюдор , он решил развестись. Анна Болейн отказалась уйти в монастырь. Отказалась стать брошенной женой , и Генрих VIII ее казнил. Анна умерла королевой, и поэтому ее дочь унаследовала королевский титул. Я играю Генриха VIII. Это глубокая, трагическая роль, потрясающе написанная Гориным.


С.К. В каких театрах , кроме Ленкома Вы заняты?

А.Л. Я занят в мюзикле "Метро", который идет в Театре оперетты. "Метро" - это замечательная история о любви , которая сначала была поставлена в Польше и прошла с оглушительным успехом. Потом спектакль поехал на гастроли в Америку. В Америке он тоже очень понравился, и его решили поставить там с американскими актерами. Теперь "Метро" оказалось в России, и в спектакле играют русские актеры. На сцене танцуют и поют пятьдесят человек. Можно гордиться нашими актерами, нашим молодым поколением. Оказывается жанр мюзикла доступен не только американцам, но и нам. Русские актеры прекрасно его освоили.


С.К. Ваши киноработы?

А.Л. Их не особенно много. Я расскажу про основные . Моя первая главная роль в кино была в 1992 году, в фильме ленинградского режиссера Александра Белинского "Провинциальный бенефис". Это компиляция по трем пьесам Островского об актерах: "Лес", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые". Я играл Незнамова. Потом был фильм украинского режиссера Вячеслава Кристофовича «Приятель покойника», который я до сих пор считаю своей основной работой в кино.. Потом была авангардная работа в фильме "Тело будет предано земле , а старший мичман будет петь". Это фильм в духе Тарантино. Кино, к которому у нас еще не привыкли . Недавно я снялся в фильме "Бременские музыканты".


С.К. Что увлекательнее: играть в кино или в театре?

А.Л. Трудно сказать. Чего у тебя меньше, то и интересней. Если меньше театра- рвешься в театр. Если меньше кино- очень хочется сниматься в кино. Но театральная игра и киноигра – это две совершенно разные техники. Игра на сцене при полном зале или крупный план на кинопленку…


С.К. С кем бы Вам хотелось бы работать?

А.Л. Сложно перечислить фамилии. Мне очень интересно работать с ровесниками, потоиу что с ними вместе можно сочинять, с людьми, которые старше, потому что у них есть чему поучиться. Я люблю талант, а талант всегда вне возраста. Из театральных режиссеров мне очень близок Марк Анатольевич Захаров, и я считаю большим счастьем, что мне довелось работать у него. Еще мне нравится Петр Наумович Фоменко. Я никогда у него не играл.


С.К. Расскажите о Вашей семье. Чем занимается Ваша жена?

А.Л. Алина довольно долго с удовольствием работала в американской строительной фирме, но после кризиса компания закрылась. Недавно наша дочка Полина пошла в школу, и моя жена полностью посвятила себя воспитанию дочери. Сейчас Полине девять лет.


С.К. Как Вы познакомились с Вашей Женой?

А.Л. Все было очень просто. Никаких безумств, страстей. Еще со школьных времен мы принадлежали одной компании. Как-то она с подружкой пришла ко мне в гости. И тут между нами проскочила искра, начался роман…


С.К. Как вы проводите свободное время?

А.Л. Больше всего люблю вместе с близкими уехать на машине куда-нибудь в лес , покататься, погулять втроем. Потом зайти в ресторан, пообедать и поехать в гости к друзьям.


С.К. Вы бы хотели , чтобы Полина стала актрисой?

А.Л. Трудно сказать. Это очень сложная, тернистая профессия. Если она не сможет жить без театра, то я , конечно не буду ее отговаривать. Наоборот , буду всячески помогать. Но если ей захочется на сцену просто потому, что у нее папа и дедушка с бабушкой актеры, то я постараюсь ее отговорить.


С.К. А в какой школе учится Полина?

А.Л. Это хорошая районная школа. Мы с женой довольны. Полина учит английский. В ее школе замечательные факультативы, кружок керамики, спортивные секции. Она очень устает , но ей нравится. Пока успевает заниматься музыкой


С.К. На чем она учится играть?

А.Л. Она играет на фортепиано.


С.К. Какие у Вас отношения с Полиной?

А.Л. Отношения с дочерью складываются по-разному . Она мне и друг , и дочь, и собеседник, и советчик. Иногда она просит почитать ей на ночь. Мы любим с ней Андерсена, Пушкина и Астрид Линдгрен.


С.К. А летом куда Вы уезжаете?

А.Л. Это зависит от того , сколько я наработал за зиму. Мы все очень любим путешествовать. Нам нравится Испания, Португалия . Когда едешь куда-то с любимыми людьми и друзьями , то каждый раз поездка превращается в сказку. Мы бы хотели объездить весь мир.


С.К. Вы легко сходитесь с людьми? У Вас много друзей?

А.Л. Если человек настроен на ту же жизненную волну, что и я , - то да. Но такие совпадения нечасты. Вообще , дружба – это дар. И друзья даются человеку только несколько раз в жизни.


С.К. И много завязывается знакомств во время поездок?

А.Л. Нет, не особенно. Конечно, переезжая из страны в страну, постоянно общаешься с людьми . Но знакомства переходят в дружбу не часто. Путешествуя, постепенно привыкаешь к английской речи. Английский – это карт-бланш во всем мире. Хотя испанцы, например , очень гордятся тем, что говорят только по-испански.


С.К. Были на корриде в Испании?

А.Л. Был в Португалии. В Испании матадоры убивают быка. А в Португалии- нет. У меня есть приятель – испанец Эмилио. Он говорит: "коррида считается в Испании национальной гордостью. Но я думаю, что это позор". Мои друзья, русские, два брата, крепкие , здоровые , как-то пошли на корриду . Купили билеты, как положено по традиции, на теневую сторону. И вот после представления один из них напился до беспамятства от ужаса, а второй упал в обморок.


С.К. А читать любите?

А.Л. Читать люблю. Когда я учился в институте, я перечитал очень много классики. А теперь времени не хватает. Так, читаю , чтобы отвлечься, отдохнуть. Дина Кунца, Стивена Кинга какого-нибудь… Лежишь на диване и засыпаешь . Хотя недавно прочел Пелевина и был поражен. Сначала "Амон Ра", потом "Жизнь насекомых"- тоже понравилось, но меньше . И , наконец "Чапаева и Пустоту" - я читал спокойно , почти равнодушно.


С.К. Ваши планы на будущее?

А.Л. Ближайшая премьера, в которой я занят , называется «Шут Балакерев». Это новая пьеса Григория Горина . Изначально пьеса называлась так : «Придворная комедия о Петре I , Екатерине и шуте Иване Балакереве». Речь идет о последнем годе жизни Петра. Это философская притча о дружбе , любви , верности и предательстве.


С.К. И кого Вы играете?

А.Л. Монса, любовника Екатерины. Это небольшая роль.


С.К. Легко идет?

А.Л. Пока еще трудно говорить. Мы только начали репетировать. Было несколько ( две или три) застольных читок. Но пьеса очень хороша, и работать над ней мне нравится.


С.К. А бывает так, что с пьесой не складываются отношения?

А.Л. В этом театре пока такого, слава Богу , не было. Я чувствую ответственность, обязанность. Я служу в этом театре и должен делать то, что дается.