Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

"Честь имею!..": послесловие к фильму
Красная звезда, 12.03.2004 


Телевизионный фильм "Честь имею!..", показанный недавно на телеканале "Россия", привлек внимание многих телезрителей. И потому, что был посвящен реальным событиям - подвигу псковских десантников, четыре года назад принявших в Аргунском ущелье неравный бой с чеченскими головорезами. И потому, что продюсировал ленту не кто-нибудь, а Владимир Бортко - автор нашумевшей экранизации "Идиота". И потому, что Александр Лазарев-младший, до этого никогда не игравший военных, сумел интересно подать на экране образ капитана Числова - своенравного, но мужественного, преданного Родине русского офицера, которому пришлось разгребать авгиевы конюшни нашей новейшей истории...

Особый резонанс, и понятно почему, фильм вызвал в армии. Пожалуй, это один из первых телевизионных проектов, в котором без прикрас и без предвзятости показано, чем занимаются в Чечне наши солдаты и офицеры, какой груз ответственности возложила на них страна. Страна, в которой до недавних пор мог процветать чеченский бизнес, "подкармливающий" боевиков. Которая, по большому счету, была безучастна к матери погибшего солдата. В которой и сегодня есть те, кто "стрижет капусту", прожигает жизнь в барах и на Канарах и кто по-прежнему вытаскивает на себе решение задач национальной безопасности.

Впрочем, давайте предоставим слово авторам фильма, которых "Красной звезде" удалось разыскать в перерывах между съемками, спектаклями, служебными совещаниями...

"Офицеры - это элита страны"

Владимир БОРТКО, продюсер фильма:


- Я живу в России, и то, что происходит в моей стране, мне совершенно небезразлично. В том числе и такие, я бы сказал, знаковые, кровоточащие вещи, как военные действия на территории Чеченской Республики.

Мне очень трудно судить, насколько получился фильм, поскольку я имею к нему отношение. Судить должны зрители. Но несложно почувствовать разницу между фильмом, который сделали мы, и многими другими, где армейская тема - лишь фон для каких-то детективных вещей: кто кого поймал, кто кого убил и почему... Здесь же, в этой истории, меня интересовали судьбы людей, которые служат в армии. И которые мне небезразличны только потому, что это МОЯ армия, воюющая на Северном Кавказе. Вот что я хотел сказать.

Отношение к офицерам, к десантникам у меня всегда было исключительно положительным. В свое время я занимался и афганской темой. Искренне считаю, что офицеры, где бы они ни служили, - это элита страны. Это лучшие молодые мужчины, которые должны бороться за честь быть офицером. Как это всегда было в нашей армии. Мне бы хотелось, чтобы конкурс в наши военные вузы был максимально высоким. И мальчишки боролись за честь служить России. Если наш фильм поможет решению этой задачи, я буду счастлив.

Хотел бы поблагодарить всех представителей Министерства обороны, помогавших в создании этой ленты. И прежде всего первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Юрия Николаевича Балуевского. С самого начала, когда я к нему приехал, мы очень хорошо побеседовали, и он понял, про что мы собираемся делать кино, всячески помогал нам в этом отношении.

Мы внесли оптимистические ноты в концовку фильма. И, на мой взгляд, это оправданно. Во-первых, нельзя идти в бой, не веря в победу. Это невозможно. Во-вторых, если меняется все вокруг, то и армия, являющаяся частью государства, тоже должна меняться. Надежду на это высказывают и герои фильма. Я не военный человек, но тем не менее убежден, что позитивные перемены обязательно будут и в Вооруженных Силах.

Хочу пожелать читателям "Красной звезды" удачной службы. И чтобы все у нашей армии было хорошо. Что касается наших коллег-телевизионщиков, то хотелось бы, чтобы их работа была максимально приближена к реальным боевым условиям. То есть то, что они делают, было похоже на правду.

"Мы сделали былину"

Андрей КОНСТАНТИНОВ, писатель, директор агентства журналистских расследований (г. Санкт-Петербург), один из авторов сценария фильма и автор книги "Рота":


- Я вообще не предполагал, что буду в числе создателей фильма. Дело в том, что сценарий и моя книга "Рота", посвященная тем же событиям, создавались, можно сказать, параллельно. Сначала возникла сама идея сделать такой фильм, и принадлежала она известному в Питере предпринимателю Роману Цепову. Когда он поделился со мной этой идеей, я ее сразу "перебросил" Владимиру Владимировичу Бортко. И, признаться, подумал, что на этом моя миссия завершена.

Бортко подключил к работе Илью Авраменко - талантливого и модного сценариста из Москвы, который, правда, не мог похвастаться глубоким знанием армейской тематики. Вскоре Бортко мне перезвонил и сказал: у Авраменко есть неплохие идеи, но давай-ка и ты включайся в работу. У меня в свою очередь есть добрый знакомый - полковник Борис Подопригора, который некоторое время назад был заместителем командующего Объединенной группировкой войск (сил) на Северном Кавказе. Я позвонил ему: как насчет того, чтобы вместе поработать над фильмом? Кроме того, в Интернете мы нашли интересного автора Сергея Щербакова, у которого сын служил в Чечне, и он записывал его впечатления, из которых получились неплохие рассказы. В некоторых из этих рассказов были эпизоды, которые хорошо ложились в ткань сценария, который потихоньку начинал вырисовываться.

Сценарий в итоге вышел коллективным. Более того, одним из его авторов фактически был и Бортко, просто он не поставил свое имя в титрах. Хотя в процессе работы у нас в чем-то было разное видение, допустим, того же финала фильма. Я говорил и о том, что нельзя называть его "Честь имею!..", поскольку у Валентина Пикуля есть одноименный замечательный роман. Но Бортко считает, что эти слова очень хорошо отражают суть того, о чем мы хотели поведать зрителю. Это не значит, что у нас возникали какие-то ссоры. Отношения были добрые, дружеские. Но мы же можем на какие-то вещи смотреть по-разному. Вот и в книге у меня финал более трагический, там погибают все. В фильме же он более оптимистический. Кроме того, в фильме невозможно было так развернуть биографии героев, как это можно сделать в книге. Так что на определенном этапе параллельно пошла работа над книгой, которая немножко отличается от фильма. Вообще это сложный вопрос. Бортко говорит иногда, что фильм сделан по книге, и доля правды здесь есть. Но это и не совсем так. Трудно уже сказать, что по чему делалось, поскольку все шло одновременно. Сценарий дорабатывался и во время съемок, и даже когда они были закончены. Что-то менялось, вычеркивалось...

К тому же у нас было очень мало времени и, к сожалению, не очень много средств. Минобороны и Генеральный штаб в итоге откликнулись, предоставили серьезную помощь, ведь нам нужна была боевая техника, вертолеты. В Новороссийске, где проходили съемки, к нам очень хорошо отнеслись ребята из воздушно-десантной дивизии. Но это, хочу подчеркнуть, не государственная инициатива, никакого госзаказа здесь не было. На самом деле это история частной инициативы. И деньги поступили от двоих частных предпринимателей, фамилий которых даже в титрах нет, они делали это не ради рекламы.

Я не берусь судить, насколько нужен такой фильм государству и армии, хотя мы слышали очень лестные отзывы. Это было определенное веление души и у Романа Цепова, который эту инициативу сформулировал, и в какой-то степени у нас. Повторю, я не собирался работать, но наступил момент, когда мне стало стыдно отнекиваться. Ибо подлинная история гибели 6-й роты настолько трагична, что очень хотелось сделать что-то в память об этих ребятах.

Хочу сказать и вот о чем. В СМИ уже появились суждения о том, что, дескать, 6-я рота погибала не так, существуют определенные претензии по этому поводу. Но у нас не было цели скрупулезно отразить те события. Мы сразу говорили, что не делаем документальное кино. Мы делаем не быль, ;а, можно сказать, былину. Если хотите, легенду, в хорошем смысле этого слова, о 6-й роте. Поэтому там фигурируют другие фамилии и т.д. И не были мы озабочены поисками виноватых в этой истории. Речь шла не об этом. Речь шла о духе...

Кроме того, очень хотелось, чтобы в конце концов появилось нечто, не похожее на сериал "Спецназ". Я в прошлом военный переводчик, майор запаса, тоже начинал службу в спецназе. И могу сказать, что сериал "Спецназ" у многих людей, которые имеют к этому хотя бы какое-то отношение, вызывает противоречивые чувства. Я бы назвал это чувством... попсы. А кто-то воспринимает это и просто как оскорбление. Поймите, это не тема для новогоднего маскарада, где можно переодеться в корсаров, а можно - в спецназовцев. Война - немножко другая история. И дело не в том, что нам хотелось как-то высказать свое отношение к людям, сделавшим сериал "Спецназ". Может быть, и такие ленты нужны - для детей младшего и среднего школьного возраста. Они тоже играют какую-то позитивную роль. Но плохо, что не было чего-то другого. Насколько нам удалось сделать это другое, не знаю...

"Было грязно, холодно, но... здорово!"

Александр ЛАЗАРЕВ, актер театра "Ленком":


- Мне пришлось сыграть капитана Числова - не совсем простого человека, у которого в жизни не один, а сразу несколько планов. Его сослуживец, к примеру, ни о чем не задумывается, говорит, что хочет Родину защищать, и все. Числов тоже хочет защищать Родину, но его беспокоят и возмущают какие-то вещи, которые происходят в армии. В первой серии, если помните, за ним и его бойцами "забывают" прислать вертолет, в результате чего солдаты погибают. Числов задумывается, почему это происходит, должно ли так быть, правильно ли это. В конце концов, он пишет рапорт, решает покинуть армию, заняться в жизни чем-то другим. Но, съездив в Питер и похоронив своего "двухсотого", он на многое начинает смотреть по-другому. Выясняется, что его место все-таки в боевых порядках, там, где он может принести реальную пользу. Он отказывается от спокойной жизни с богатой и красивой женщиной, отправляется туда, где более всего нужен опытный командир, - в зону боевых действий. Он чувствует ответственность за мальчишек, оставшихся в Чечне, и возвращается к ним.

Не хотелось бы спорить об успехе или неуспехе фильма. Но роли наши получились правдоподобными благодаря тому, что мы разыгрывали не какую-то выдуманную историю, а просто пытались рассказать о событиях, которые произошли на самом деле. Событиях трагических и героических. Поэтому все относились к работе честно, с открытым сердцем. Съемки проходили в предгорье, где находился полевой лагерь десантников. Так что мы варились во всей этой каше, разве что в палатках не жили. Только ночевали в гостинице, а весь день проводили там. Физически это было довольно тяжело: мокро, холодно, грязно... Да и морально тяжело, потому что рядом было много правды. Наверное, благодаря такому вот отношению что-то и получилось.

Отдельно хочу сказать о десантниках. Ребята очень живо принимали участие в съемках, всем было интересно. Многие гордились, что соприкасаются с такой темой. Просить никого не приходилось. Нужно было просто спросить, как то или это, и тут же тебе на помощь бросались сразу несколько человек, не говоря уже о великолепных консультантах, боевых полковниках, которые постоянно были рядом. И вообще русские офицеры после этого выросли в моих глазах! Я их просто узнал - это благороднейшие люди. Те, кто воюет, кто нюхал порох, кто честно выполняет свой долг, на мой взгляд, - настоящие герои. Это необремененные дурацкими мыслями мужики, для которых честь и долг - не пустые понятия, которые живут по простым и честным правилам. Честь российского офицера движет и капитаном Числовым, который готов до конца выполнить поставленную задачу, открыто встречая опасности и тяготы военной жизни, подавая пример своим подчиненным.

Что касается финала фильма, то мне сложно судить об этом. Я не режиссер картины. Наверное, оба финала имели бы право на существование. Один - как правда, другой - как некая история, призывающая к тому, чтобы многое у нас в стране делалось по-иному, чтобы прекратить наконец-то воевать на этой земле...

"Надо помнить, что мы живем в воюющей стране"

Полковник Борис ПОДОПРИГОРА, заместитель начальника отдела внешних сношений ЛВО, один из авторов сценария фильма:


- Тема армии и Чечни в СМИ, в литературе подается несколько упрощенно, схематично, излишне политизированно. Очень часто в ней отсутствуют человеческие отношения тех, кто принимает участие в контртеррористической операции. Какие-то стандарты, берущие начало из прошлого, по-моему, перекочевали и в специфику восприятия нынешней Российской армии. Либо это запрограммированная схема, либо нечто аналогичное сериалу "Спецназ". Хотелось внести некое новое видение, новую струю. Это и подвигло меня принять участие в работе над фильмом. К тому же тема показалась интересной и достойной того, чтобы потратить на нее время.

Одновременно хотелось в наше коммерческое время вспомнить о достоинстве. Посмотреть военного человека, его поведение на срезе соблазнов. Я психолог по образованию, и меня интересует, как офицер будет себя вести, когда над ним висит искушение. Это если брать не боевую, а более или менее мирную часть фильма и книги.

Был и определенный личный мотив, подтолкнувший меня положительно ответить на предложение этим заниматься. Дело в том, что дважды в "горячих точках" я встречал одного и того же человека - вначале это был майор, а затем подполковник Алексей Панкевич. В дальнейшем, когда я служил в Чечне заместителем командующего федеральными силами, он стал моим подчиненным. Алексей погиб 27 декабря 2002 года во время взрыва Дома правительства в Грозном. Мне хотелось создать некий памятник этому человеку, и я решил передать одному из героев фильма его фамилию.

Как я оцениваю фильм? Вопрос непростой. Наверное, плох тот художник, который доволен тем, что сделал. Серьезных художников, удовлетворенных своим даже отдельным произведением, я либо не знаю, либо не принимаю. Вот и у меня осталось ощущение, что мы очень торопились и сделали много ошибок, которых можно было избежать. При очередном, возможно 150-м, просмотре фильма я замечаю больше каких-то негативных моментов. Хотя и отдаю себе отчет, что фильм получился резонансный.

Особенно поразил меня недавний телефонный разговор с одним из лидеров чеченской общины Петербурга. Этот человек благодарил за то, что, описывая войну, мы тем не менее не перешагнули ту грань, где речь идет уже о какой-то ксенофобии. Заметить эту грань все-таки очень сложно. И это одно из подтверждений того, что, видимо, все-таки фильм заслужил положительную оценку.

Что касается привязки к подлинным событиям вокруг 6-й роты, то мы не ставили перед собой задачу проводить какое-то журналистское расследование. Думаю, это не совсем наше дело. Мы решили сделать некий суммированный образ десантника, принимающего участие в контртеррористической операции. Из этих образов мы стремились, если хотите, сконструировать некий вариант боевой ситуации. Но, как мне кажется, в рекламе фильма несколько пережали тему корреляции между фильмом и реальными событиями. Такой задачи не было. Да, это снято по мотивам трагических событий в Аргунском ущелье. Да, многое из того, что увидели зрители, напоминает о подвиге псковских десантников, перекликается с ним. Но это не телевизионная реконструкция реальных событий. Надо иметь это в виду, понимать, какую задачу ставили перед собой авторы и в каком жанре они предпочли работать.

Хотелось бы пожелать всем зрителям фильма "Честь имею!..", всем читателям военного романа "Рота" в большей степени прочувствовать сопричастность с происходящим со страной. Как-то вспомнить, что вообще-то мы живем в воюющей стране. Что каждый день на Кавказе происходит непоправимое для многих семей. Надо быть чуточку потеснее, понимая, что в России далеко не все благополучно.

"Без рэмбовских замашек
"

Полковник Борис ПЕТРОВ, начальник отделения боевой подготовки 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, военный консультант фильма:


- Командиром дивизии было определено, что я и подполковник Рыбалко должны выступить на съемках в качестве военных консультантов. Для нас, надо сказать, это было не в новинку. Первым фильмом, который мы помогали снимать еще два года назад, был "Марш-бросок", также посвященный чеченским событиям. Затем на базе дивизии, на нашем полигоне, снимался "Спецназ". Кое-кто шутит, что мы уже почти профессионалы...

Это был третий фильм, к участию в котором привлекался и наш личный состав. Мы подсказывали режиссеру, всей съемочной группе, что более правдиво отражает военное житье-бытье в Чечне. К тому же декорации на съемках были естественными. В полевом лагере реально готовилась к убытию в Чечню наша батальонная тактическая группа. Рядом находились реальные офицеры и солдаты-контрактники, которые не раз бывали в чеченских командировках. На фоне этой полевой грязи, этого батальона, этих палаток, этой техники и шло создание фильма.

Вот что мне прежде всего понравилось. Режиссер-постановщик Виктор Бутурлин сказал нам, что впервые снимает фильм на военную тематику. Понятно, что мы для него не указ и ни в коей мере не распорядители. Но он очень тонко чувствовал психологическую настройку, и нам оставалось только шлифовать мелочи сугубо военного плана. Наводить отдельные штрихи вроде соблюдения формы одежды, подхода-отхода к начальнику и т.п. Что касается съемок боевых эпизодов, то и здесь надо отдать должное режиссеру-постановщику. Он наверняка просмотрел перед этим реальную хронику чеченской войны, в том числе со стороны боевиков, и опять-таки тонко улавливал, как надо подавать все это в фильме.

Здорово сработал и актерский коллектив. Поначалу мне казалось, что Лазарев - переросток для капитана-десантника. Но потом я понял, что он, как говорится, вписался и смотрится очень хорошо. Молодцы и мальчишки, которые играли лейтенантов, особенно Панкевича.

О Чечне, об армии сегодня снимается много фильмов и телесериалов. Но "Честь имею!..", на мой взгляд, выше них на голову. Фильм удался. Мне, как человеку военному, понравилось, что в нем нет рэмбовских замашек, этаких супергероев. Показана повседневная черновая работа солдата и офицера. Показаны реальная жизнь и реальная служба.

И вот что еще важно. В фильме эпизоды армейской действительности перемежаются с кадрами из гражданской жизни. Быть может, людям, далеким от армии, это трудно сразу уловить. Но нам, военным, сразу видно, какой огромный контраст существует между солдатским, офицерским трудом, потом и кровью, которые проливаются на этой войне, и той роскошной жизнью, которой живет питерская "богема", показанная в фильме. Это бьет по нервам, заставляет задаваться вопросом: "А ради чего?.." Этот вопрос невольно встает перед всеми, кто носит погоны, и каждый отвечает на него по-своему. Но в основном так, как ответили на него в фильме капитан Числов и его сослуживцы.

Хочется сказать и о таком нюансе. До премьеры многие и у нас в дивизии полагали, что это будет почти документальная лента о 6-й роте. Но замысел был несколько иной, хотя в основу положены именно те события. Многие из эпизодов, показанных в этих четырех сериях, были в действительности. Мне самому, общаясь с офицерами, приходилось выслушивать претензии: дескать, не было у нас такого, чтобы офицер в чине капитана бросался с кулаками на командира полка! Но где-то не было, а где-то, как говорится, было и похлеще. В данном случае я объясняю это тем, что режиссер хотел показать эмоциональный всплеск офицера, который возвращается с боевого задания и пытается выяснить, почему за ними не прислали вертолеты, почему погибли люди...

На войне всякое бывает. Так что телевизионщикам надо не приукрашивать, а показывать все, как есть. Не надо ярких картинок. Нужна правда жизни. Наверное, правильно, что фильм не стали делать очень трагическим. Он никого не обвиняет - ни государство, ни больших гражданских и армейских чиновников. Просто показана реальность, в которой мы оказались, в которой мы живем.

"За моими плечами уже шесть лент"

Подполковник Олег РЫБАЛКО, заместитель командира артиллерийского полка по воспитательной работе, военный консультант фильма:


- Практически ни одно слово, ни одно действие на съемках не производились без предварительных консультаций с нами. Артисты обращались по самым разным вопросам, начиная с того, как правильно держать оружие, заканчивая какими-то специфическими моментами. Даже костюмерши относились к делу очень ревностно, обо всем спрашивали. Но больше всего мне понравился Александр Лазарев. Человек совершенно доступный, без всяких звездных замашек. Он был настолько заинтересован в том, чтобы достоверно сыграть капитана Числова, что "сверял" с нами многие свои действия, слова, выражения.

За моими плечами уже шесть фильмов, где я выступал в качестве военного консультанта. Каждый из них чем-то запомнился. Здесь, например, берет за душу сцена, когда Числов встречается с работником военкомата и вместе они идут к матери погибшего солдата сообщать скорбную весть.Из бесед с режиссером-постановщиком Виктором Бутурлиным я понял, что он несколько опечален тем, что значительная часть отснятого материала в фильм не вошла. Дело в том, что по ходу съемок сценарий претерпел серьезные изменения. Изначально вся рота должна была погибнуть, а жена командира взвода Ирина - родить мальчика, и все на этом. Но все переменилось буквально в считанные недели. Что ж, это право художника, и, возможно, более оптимистическая концовка тоже имеет право на жизнь.

На меня большое впечатление произвело отношение к фильму со стороны офицеров нашего полка. Они с воодушевлением говорили, что наконец-то на телевидении появилось нечто достоверное о современной армии. От них и от себя хотел бы пожелать новых творческих успехов всей группе, создавшей фильм.

***

ОФИЦИАЛЬНО. Руководство телеканала "Россия" сознательно пошло на то, чтобы сломать утвержденную ранее сетку вещания и приурочить показ фильма "Честь имею!.." к годовщине гибели псковских десантников. Мы сочли это своим нравственным домом. И зрительские отклики показывают, что мы т ошиблись. Фильм вызвал большой резонанс, что лишний раз доказывает: армейская тема должна оставаться в центре нашего внимания. Мы намерены и впредь в тесном сотрудничестве с Министерством обороны и "Красной звездой" объективно рассказывать о ратных буднях наших военнослужащих, отражать те проблемы, которые их волнуют. Они - наши зрители, а мы не вправе их забывать...

Валерий ТОДОРОВСКИЙ, генеральный продюсер телеканала "Россия",

***

ПОСТСКРИПТУМ. К сожалению, нам так и не удалось связаться с режиссером-постановщиком фильма Виктором Бутурлиным. Когда шла работа над этим материалом, он отдыхал в санатории и просто отключил "мобильник". Что ж, коль в любом фильме должна быть некая недосказанность, пусть будет она и здесь.

Хотя главное, думается, сказано.