Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

Александр Лазарев
Стенограмма программы "Ночной полет" от 20 Февраля 2001 г.
В студии: Александр ЛАЗАРЕВ
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Аудио версия


А. МАКСИМОВ: В программе "Времечко" был проведен интерактивный опрос: Современная российская женщина - это: 1) Хозяин и добытчик - 209; 2) Человек второго сорта - 56; Основа электората - 31. Вот Вы должны подвести как-то итоги.

А. ЛАЗАРЕВ: Я не согласен ни с одним из этих эпитетов. Я бы назвал женщину все-таки, пускай это будет немножко пафосно, но женщина это красота нашей жизни, счастье и все то, к чему мы стремимся. 

А. МАКСИМОВ: Я когда увидел этот интерактивный опрос, меня тоже несколько удивило, что нет первого варианта, что современная российская женщина - это женщина. 

Звонок: Красивое лицо ученые считают большим счастьем, его лицезрение - хорошей приметой. Говорят, что счастье хорошего лицезрения имеет такое же влияние на состояние людей, как счастливое сочетание светил на небе. Похожа ли на Вас Ваша дочка, которой, кажется, сейчас лет 11? И что бы Вы ей хотели пожелать через 10 лет? Какой бы женщиной Вы хотели бы видеть Вашу дочь?


А. ЛАЗАРЕВ: Моей дочери десять лет. Я как отец, конечно, сходства не вижу. Но все говорят, что она действительно очень на меня похожа. А пожелать бы я ей хотел, чтобы она выросла умным, добрым, красивым человеком, чтобы свято соблюдала заповеди Господа нашего, хранила веру православную, и чтобы ее обходили болезни и горести. 

А. МАКСИМОВ: Мы с Вами - люди зависимых профессий. Каким образом стоит перед Вами эта проблема? С одной стороны - иметь работу, иметь зарплату, иметь деньги. А с другой стороны - не подчиняться кому-то, кому тебе не хочется подчиняться. Остаться человеком, остаться самим собой. Вот перед Вами стояла когда-нибудь такая проблема?

А. ЛАЗАРЕВ: Я думаю, перед артистом, перед художником такая проблема стоит всегда. Избежать ее, наверное, невозможно. Мой дед - художник-живописец рисовал плакаты, чтобы прокормить семью. Если ты имеешь семью, если ты мужчина, если ты считаешь себя мужчиной, обязанным в чем-то, если ты несешь какую-то ответственность, ты не можешь, наверное, посвящать всю жизнь только творчеству, и делать только то, что просит твоя душа.

А. МАКСИМОВ: А как тогда не потерять себя? Ведь артист работает с собою, он работает тем, что есть внутри него. Вам предлагают сумасшедшие деньги за участие в порнографическом спектакле. 

А. ЛАЗАРЕВ: Нет, если так, то, безусловно, никакие деньги...

А. МАКСИМОВ: А где грань?

А. ЛАЗАРЕВ: Грань в собственном стержне. Насколько ты способен отличить плохое от хорошего, и насколько ты способен то, что тебе предлагают по высокой планке, сделать это более приемлемым. Если опять же стоит острая необходимость в деньгах.

А. МАКСИМОВ: Вот Вы крайне редко работаете в антрепризах, крайне мало. 

А. ЛАЗАРЕВ: Я вообще не работаю в антрепризе. 

А. МАКСИМОВ: Ну, я знаю, что Вы работаете в "Метро".

А. ЛАЗАРЕВ: Я работаю в "Метро", но это не антреприза.

А. МАКСИМОВ: Я не думаю, что Вам ничего не предлагают. Антрепризы - спектакли, которые, как правило, приносят деньги. Вы отказываетесь. Почему?

А. ЛАЗАРЕВ: Меня приглашают в антрепризы. Но я отказываюсь по нескольким причинам. Во-первых, я предпочитаю сосредотачиваться на какой-то одной работе. Существует кино, которое я безумно люблю и хочу работать в кино, поэтому я стараюсь совмещать кино и театр. Но это трудно дается, очень трудно. Если еще участвовать в других театрах... То, что мой театр родной - это мой дом родной. И главным образом, на мой взгляд, я не хочу никого обидеть, я пробовал где-то начинать, антрепризные спектакли делаются за месяц-два, на мой взгляд, это в какой-то степени халтура. 

А. МАКСИМОВ: А почему Вы говорите, что Вы не хотите никого обидеть?

А. ЛАЗАРЕВ: Потому что есть масса спектаклей, кто-то может принять на свой счет.

А. МАКСИМОВ: И что?

А. ЛАЗАРЕВ: Кто-то считает возможным сделать спектакль в стульях за три месяца, разбросать текст по артистам, и это уже будет являться неким искусством. Я так не считаю. В театре Маяковского спектакли выпускаются год-два, может быть три.

Звонок: Насколько сложно быть артистом в самом понятии артист? Что Вы понимаете в этом?

А. ЛАЗАРЕВ: В нашем спектакле по пьесе Горина "Королевские игры" женщина спрашивает сэра Норфолка: "Ты читал "Утопию" Т. Мора?" - "Конечно, читал, только вы напомните в двух словах". Ну, как можно напомнить в двух словах "Утопию"? То же самое, как можно сказать, легко ли быть артистом? С одной стороны - легко, потому что ты всю жизнь зарабатываешь деньги любимым делом. Это счастье. А с другой стороны это все построено на крови, на чудовищном труде, на самолюбии, на унижении.

А. МАКСИМОВ: До какой степени Вы чувствуете себя зависимым человеком? 

А. ЛАЗАРЕВ: До известной степени. Как можно считать себя зависимым человеком? Я работаю у Захарова - я ему безоговорочно верю. Я ему верю в творческом смысле. Зависим я от репертуара, от театра. Я работаю в репертуарном театре.

А. МАКСИМОВ: Вы зависимы от кинорежиссеров, которые Вас видят - не видят, от продюсеров, которые говорят, Лазарев принесет деньги - не принесет. 

А. ЛАЗАРЕВ: Да, конечно.

А. МАКСИМОВ: Вы к этому относитесь спокойно? 

А. ЛАЗАРЕВ: Нет, я к этому неспокойно отношусь.

А. МАКСИМОВ: А в чем это, как это проявляется?

А. ЛАЗАРЕВ: Ну, это проявляется ночью, в засыпании: в монологах, во внутренних диалогах режиссером, с артистами. Конечно, это тяжело. Хочется сделать что-то самому, но я себя осекаю. конечно, можно сейчас поставить спектакль, можно найти денег. Но чтобы научиться, нужно лет шесть проучиться этой профессии. 

А. МАКСИМОВ: Ваш отец - замечательный артист. Он никогда не работал режиссером. У Вас тоже это в крови не заниматься режиссурой никогда, несмотря на Вашу нелюбовь к зависимости?

А. ЛАЗАРЕВ: Наверное, это принцип какой-то.

А. МАКСИМОВ: То есть Вы никогда не будете за это браться?

А. ЛАЗАРЕВ: Никогда не говори никогда. Но пока в планах нет этого совершенно. 

А. МАКСИМОВ: Ни пример Абдулова, в фильме которого Вы снялись, ни пример Янковского Вас не?..

А. ЛАЗАРЕВ: Очень хочется. Мне почему-то кино больше хочется снять. И почему-то мне кажется, что я смогу это сделать. Но опять я себе говорю: "Спокойнее". Если хочешь, иди тогда на высшие режиссерские курсы, поучись, пойми. Надо ко всему относиться серьезно. 

Звонок: Вы - артист, я - мошенник. Можете ли Вы с вашим мастерством выйти на улицу и зарабатывать деньги как я? 

А. МАКСИМОВ: А что такое мошенник? Вы как мошенничаете?

Звонок: Я забираю у людей деньги, не отнимаю силой, они мне сами отдают.

А. МАКСИМОВ: За что?

Звонок: За мой разговор, за общение с ними.

А. МАКСИМОВ: А есть ли что общее между профессией артиста и мошенника?

Звонок: Да.

А. МАКСИМОВ: А что на Ваш взгляд самое общее между профессией артиста и мошенником?

Звонок: Общее - игра.


А. ЛАЗАРЕВ: Наверное, есть в нашем деле что-то от лукавого. Есть какой-то по высшему разуму обман. Но обман бывает приводящий к какому-то добру... Бывает такой обман?

А. МАКСИМОВ: Ну, вообще, весь театр - обман, приводящий к добру.

А. ЛАЗАРЕВ: В этом плане я - мошенник. А что касается выйти на улицу и заработать денег, то я собственно это и делаю. Только не на улице, а на подмостках.

А. МАКСИМОВ: Скажите, Вы играете в "Королевских играх" - короля, в "Женитьбе Фигаро" - графа. До какой степени, на Ваш взгляд, современный артист, который очень зависим, может сыграть по-настоящему короля или графа? Или это не зависит? Или жизнь одно, а сцена - другое?

А. ЛАЗАРЕВ: Жизнь одно. Я имею глубокое убеждение, что актерская профессия очень глубоко внутри индивидуума человека. И он свою актерскую сущность никогда не покажет в жизни. Она выплескивается только на сцене. 

А. МАКСИМОВ: А чем же Вы играете?

А. ЛАЗАРЕВ: А я не знаю. У меня все время спрашивают: как Вы репетируете, кого Вы себе представляете, кого подкладываете, когда играете королей? Я никого не подкладываю. Это то, что есть у меня внутри. Я это для себя окрестил тремя словами: видение, фантазия, ощущение. Это вот мое "я", которое немножко второе. 

А. МАКСИМОВ: Человек ночью ведет диалоги. Вы ведете диалоги ночью, потом выходите на сцену и играете короля. Вы чувствуете ночью свою зависимость, потом в следующий вечер играете короля. И это все нормально?

А. ЛАЗАРЕВ: Шаг на сцену - это очень любопытная вещь. Это некая магия, когда ты переступаешь порог из темноты кулис на освещенную сцену... Что-то происходит в психике, в организме.

А. МАКСИМОВ: А, правда, что проходят разные болезни?

А. ЛАЗАРЕВ: Головные боли проходят, всякие мелочи, неурядицы - все проходит, да. Сцена лечит.

Звонок: Я был на "Фигаро" в 94-ом году, это было в городе Сочи. И именно после этого спектакля, по-моему, заканчивался сезон, Вы пришли в маленький ресторанчик на берегу моря. И мы там немножко повеселились, пели песни всей труппой. Было очень весело. И я помню, Вы сказали такую фразу: "Всю жизнь хотел петь песни. И кем я стал?" Насколько изменилось Ваше отношение к этому вопросу в данный момент?

А. ЛАЗАРЕВ: Возможно, я мог сказать такую фразу. У меня в детстве было три профессии, которыми я хотел заниматься: я хотел петь, быть хоккеистом и артистом. Вот, я стал артистом. И мне кажется, я выбрал правильную дорогу. Я не знаю, что было бы, если бы я пошел направо или налево. По крайней мере, сейчас я счастлив. 

А. МАКСИМОВ: Ваши родители, наверное, Вас отговаривали?

А. ЛАЗАРЕВ: Мама-то не отговаривала, нет. Папа сомневался сильно. Боялся, что судьба не сложится. К моменту моего решения они уже лет 25 работали в театре.

А. МАКСИМОВ: Как Вам кажется, вам удалось доказать Вашим родителям, что Вы выбрали свою судьбу правильно?

А. ЛАЗАРЕВ: Я думаю, что удалось, да. 

А. МАКСИМОВ: А когда это случилось?

А. ЛАЗАРЕВ: Случилось это, наверное, еще в институте. Родителям я доказал, что я имею право на существование как артист, они в меня поверили.

А. МАКСИМОВ: А как это случилось? К Вам пришел папа и сказал...

А. ЛАЗАРЕВ: Нет, ну это же не словами выражается. А глазами и ощущениями. 

А. МАКСИМОВ: До какой степени уютно вы себя ощущаете в театральной среде?

А. ЛАЗАРЕВ: Как в своей среде.

А. МАКСИМОВ: Вы ходите на тусовки, на масленицы, на старые новые года?..

А. ЛАЗАРЕВ: Я хожу только на одну тусовку. Хожу уже много лет. Я хожу на старый новый год. 

А. МАКСИМОВ: Что Вам больше всего нравится в театральной среде во взаимоотношениях? И что больше всего раздражает?

А. ЛАЗАРЕВ: Мне нравится в театральной среде только то, что это один круг общения, единые мысли. Не нравится, очень сильно не нравится то, что все артисты ненормальные. Нельзя в театральном кругу поговорить о машинах, о футболе, о каких-то простых вещах, как мне прибить полку дома. Все время как-то скатывается на какие-то неудачи или удачи, на страдания, на пьесу, на репетицию. Надо как-то, чтобы жизнь шла отдельно, а профессия отдельно. 

А. МАКСИМОВ: Ваши близкие друзья артисты?

А. ЛАЗАРЕВ: Нет. 

А. МАКСИМОВ: А кто?

А. ЛАЗАРЕВ: Мои близкие друзья - у меня много друзей, Слава Богу, - один человек занимается космосом, один московским предпринимательством, один строительством...

А. МАКСИМОВ: А почему не артисты?

А. ЛАЗАРЕВ: Потому что они ненормальные люди.

А. МАКСИМОВ: Когда спрашиваешь известных актеров, они либо перечисляют имена артистов, либо перечисляют очень известные имена. Вы этого не делаете. Это случайность?

А. ЛАЗАРЕВ: Нет, ну, Вы же спросили о друзьях, я о друзьях и говорю. Это какое-то единение душ. Мне нравится, когда человек любит смотреть на закаты, когда человеку нравится промчаться на старой машине через заснеженное поле. 

А. МАКСИМОВ: А когда человек выходит на сцену и гениально играет, условно говоря, Гамлета, то это менее интересно, чем человек, который может промчаться по заснеженному полю на машине?

А. ЛАЗАРЕВ: Я же говорю, надо профессию немножко от жизни отделять. Это разные жизни, особенно актерская профессия. 

А. МАКСИМОВ: А какая интереснее?

А. ЛАЗАРЕВ: Это сложный вопрос. Я думаю, что пока, пока мне интересны обе эти жизни. Я думаю, что в любом случае победит жизнь нормальная, если они вдруг начнут бороться между собой, безусловно. Но пока мне интересно и там, и там. 

Звонок: Как влияет игра в кино на профессию актера Вашего поколения? На примере актеров Вашего театра, и театра на Таганке, где Любимов не любит отпускать своих актеров в кино. Как это влияет?

А. ЛАЗАРЕВ: Я думаю, что положительно влияет кино на театр. И потом даже Захаров говорит, когда делает замечания, что Вы как киноартист, должны понимать. Театр все равно первоисточник. Театр - это база, театр - это тренинг. А кино привносить в эту базу свои какие-то положительные моменты. 

А. МАКСИМОВ: Ирина Линд играла в моем спектакле "Моцарт и Сальери" Моцарта. Если можете сказать какие-то хорошие слова, то скажите. 

А. ЛАЗАРЕВ: Она прекрасная актриса. Когда я с ней впервые познакомился, то я был очень приятно удивлен. Она замечательная партнерша, замечательная актриса, очень хороший человек. 

А. МАКСИМОВ: Правда ли, что Вы не любите заниматься спортом?

А. ЛАЗАРЕВ: Я не люблю ходить в спортзал. Я люблю заниматься таким экстремальным спортом. Я со своим другом все прошлое лето проездил на велосипеде по полям, по лесам. Сейчас мы зимой тоже выдумываем какие-то виды спорта. Вот такое я люблю. Потому что сидеть в зале и качать железо - это скучно. 

А. МАКСИМОВ: А каким образом Вы себя держите в такой замечательной форме? У Вас нет рецептов?

А. ЛАЗАРЕВ: Во-первых, я не считаю, что у меня замечательная форма, есть к чему стремиться. Как-то так получается, не знаю. Никаких особо усилий не принимаю. Единственное, скоро начнется пост, который я буду соблюдать. 

Звонок: Как Вы думаете, передаются ли по наследству актерские качества или нет?

А. ЛАЗАРЕВ: Есть такая поговорка нехорошая про актеров, что природа на детях отдохнула. Я, если честно, с этим не очень согласен, потому что есть генетика какая-то, наверное, да. Все-таки передается как-то через поколение, следующее поколение... 

А. МАКСИМОВ: А вот сейчас Вам родители что-то советуют профессионально?

А. ЛАЗАРЕВ: Конечно. 

А. МАКСИМОВ: Они Вам советуют как кто: как товарищ, как учитель - как кто?

А. ЛАЗАРЕВ: Мне бы хотелось сейчас сказать как коллега коллеге, но все-таки это не так. Потому что я всегда буду считать отца и мать на несколько порядков серьезнее, лучше, значительнее. Я им верю. Я, наверное, скорее их ученик. 

Звонок: Я хотела бы спросить, какая женщина сейчас находится рядом с Вами, на каких женщин Вы обращаете внимание, каких любите и что особенно важно для Вас?

А. ЛАЗАРЕВ: Для меня, пускай это будет громко сказано, для меня идеал женщины - это моя жена. Наверное, поэтому я на ней и женился. Хотя недавно, прожив уже 12 лет вместе, ругались, ругались, я сказал замечательную фразу: "Ты специально вышла за меня замуж, чтобы меня доводить". Ну, что значит идеал женщины? У каждого он свой. Наверное, женщина должна быть красива, умна, должно быть чувство юмора, она должна любить своего мужа, не флиртовать ни с кем другим, даже чтобы позлить мужа. 

А. МАКСИМОВ: А ваша жена - актриса?

А. ЛАЗАРЕВ: Нет. 

А. МАКСИМОВ: А кто?

А. ЛАЗАРЕВ: Она окончила Университет, на факультете - переводчик детской иностранной литературы. А потом по профессии не работала, к сожалению. Потому что эта профессия нам не очень нужна сегодня, а жаль. Работала до того, как старшая дочь пошла в школу, работала в американской строительной компании. Сейчас она не работает.