Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

"Кедр" пронзает небо"
2011г. Фотографии

Кинопритча о ракетчиках
Режиссер: Александр Баршак
В ролях: Игорь Петренко, Дарья Мороз, Игорь Скляр, Николай Добрынин, Александр Лазарев-мл, Сергей Никоненко, Марина Александрова, Юрий Цурило, Кирилл Козаков


Кедр пронзает небо Борьба за первенство в освоении космоса – пожалуй, самый драматичный этап "холодной войны". Это была не просто конкуренция научной мысли и новейших технологий. Главными рычагами противостояния была борьба идеологий и военно-политических амбиций, которая вылилась в войну двух разведок. Но герои этой войны еще долго будут неизвестными героями…

1940 год. Молодой ученый Сергей Лыков работает в секретном НИИ-3 и мечтает о полетах в космос. Возлюбленная Лыкова Ляля Конторович становится невольной участницей доноса. Лыкова и его семью арестовывают.

В тюрьме Лыков встречается с Сергеем Королевым, и хотя эта встреча не будет единственной, их пути на протяжении жизни так и не сойдутся: Королев будет заниматься строительством ракет, чтобы отправить человека в космос, Лыков – разведывательной работой, необходимой для обеспечения деятельности Королева…


1 серия

1940 год. Оглушительный вой ракет и лавина огня. На полигоне под Москвой испытывают реактивные минометы, будущие знаменитые “Катюши”. Сергею Лыкову только 22 года, но талантливый молодой ученый уже работает в секретном НИИ-3.
На полигоне Лыков одновременно занят работой и ухаживанием за красивой Лялей Конторович по кличке Контора, лаборанткой химического отдела. Кроме того, он мечтает о полетах в космос и увлечен книгой Лангемака и Глушко "Ракеты, их устройство и применение".
Но Лангемак недавно расстрелян, а Глушко осужден за измену Родине. Лыков в их вину не верит, а Контора верит.
В разгар свидания Лыкова и Конторы в комнату коммуналки являются сотрудники НКВД…

2 серия

1943 год. Лыков отбывает срок в Казахстане и рвется на фронт. Из заключенных формируют штрафные роты, но Лыкова ждет другая судьба. Его отправляют не на фронт, а в казанскую тюремную “шарашку” ОКБ-16, где ведутся работы над ракетными двигателями для самолетов. Орудием судьбы выступает все тот же Курбатов, который однажды уже спас Лыкова от расстрела.
В камере, куда попадает Лыков, на двухъярусных нарах живут и работают два десятка ученых и инженеров, создавая будущее советской авиации. Многими из этих людей Лыков восхищался с юности. "Шарашка" после лагеря кажется ему раем, а, главное, он опять встречается здесь с Королевым, своим бывшим сокамерником…

3 серия

Перед отправкой в Америку Лыкова месяцами допрашивают в Баварии, в армейских бараках - там же, где отбирают и проверяют для работы в США ученых из команды фон Брауна.
На допросах Лыков передает согласованную с Курбатовым техническую информацию, свидетельствующую о безнадежном отставании СССР. Главными конструкторами, только что назначенными, чтобы это отставание преодолеть, он называет Гельмута Греттрупа и себя.
Руководящий операцией “Скрепка” полковник Холгер Тофтой уже знает, что Греттруп, первый помощник фон Брауна, действительно перешел к русским, а для проверки претензий Лыкова сводит его с фон Брауном. 

4 серия

Генерал-майор Уильям Донован по кличке “Бешеный Билли”, председатель комитета Объединенной Европы, работающий над созданием ЦРУ, главной целью своей жизни считает препятствие распространению коммунизма. После смерти Рузвельта Донован в опале: Гувер, шеф ФБР, его ненавидит, а Трумэн, уверенный в своем могуществе, не понимает, что разведка сейчас нужна как никогда.
Заброску нового агента в СССР Донован проводит в порядке личной инициативы. Так же, как делал это несколько лет назад Курбатов. И с той же целью - собирать материал о ракетных разработках. Лыкова он взывает не на допрос, а чтобы предложить ему эту работу. Талантливый и хорошо знакомый с советскими реалиями инженер подходит для этого задания идеально.
Лыков пытается отказаться, ссылаясь на опасность того, что его, перебежчика, в России могут узнать. К тому же он необходим для работы фон Брауну. Его успокаивают: внешность ему изменят и легенду создадут, а, главное, его кандидатура была предложена именно фон Брауном…

5 серия

Когда в Семипалатинске взрывают первую водородную бомбу, в 20 раз превосходящую атомную, Лыков отбывает уже третий лагерный год.
Донесения от имени Лыкова, якобы полученные им от антисоветски настроенных знакомых ученых, продолжают идти из Москвы в ведомство Аллена Даллеса бесперебойно. Их тщательно готовит и шлет в США руководимая Фуджиевым группа контрразведчиков. Фон Браун может работать спокойно. Русские по-прежнему отстают.
В ответных шифровках Лыкову передают личную благодарность за его важную и опасную работу от президента Эйзенхауэра, нежный привет от фон Брауна и сообщают, что по возвращению в штаты его ждет приятный сюрприз - наследство отца, весьма крупная даже после уплаты налогов сумма.
Лыков об этом не знает. Переписывается с Америкой Лыков, как теперь это называется, “виртуальный”. Реальный же Лыков уже четвертый год возит на телеге кухонные отбросы…

6 серия

В 1957 году, когда обогнавший фон Брауна Королев празднует запуск первого спутника, Лыков, сидя в бане с Мальцевым, празднует поступление Зайца Капусткина на физфак МГУ. Спутник пищит по радио, Лыков напивается, а потом конвойный отводит его в лагерный барак. Походы на уроки в дом начальника кончаются, а впереди еще годы и годы заключения.
Для Королева международный успех спутника означает растущее доверие к нему Хрущева и большие возможности подготовки первого полета человека в космос.
Для американской разведки Аллена Даллеса это - серьезный провал. Шедшие от Лыкова сообщения не давали повода предвидеть такой рывок…

7 серия

Исчезает Лыков с помощью Зайца Капусткина. В первую ночь Зоя прячет Лыкова у себя в комнате, которую она снимает у старой знакомой отца. Знакомая эта - горничная Дуня из Пенемюнде, в те времена мелкая осведомительница НКВД, теперь - лифтерша в МИД-овском жилом доме, а по совместительству спекулянтка и колдунья, помогающая женам дипломатов реализовывать привезенные из-за границы шмотки и предсказывающая им судьбу.
Зоя покупает у нее шиньон для совершенно необходимой теперь в Москве высокой прически, короткую юбку с проволочным каркасом понизу, туфли Кларкс на шпильках и приворотное зелье…

8 серия

Потерявший доверие американцев, ненавидимый Лялей, презираемый своим сыном, один в незнакомой ему новой Москве, Лыков сохраняет верность своей юношеской мечте о космосе.
Поскольку политические интриги грозят Королеву бедой, Лыков один, рискуя своей свободой и жизнью, пытается ему помочь…

12 апреля 2011 года исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос. К этой знаменательной дате телеканал "Россия" приурочил премьеру нового многосерийного фильма "Кедр" пронзает небо". Лента, снятая молодым режиссером Александром Баршаком в жанре притчевой драмы, повествует о самых острых и драматических моментах космического противостояния СССР и США, о борьбе двух сверхдержав за первенство в освоении вселенной.

Действие фильма охватывает 20 лет – с 1941 по 1961 годы. Главный герой картины Сергей Лыков - образ собирательный. Юношей он работал в секретном НИИ, мечтал о полетах в космос, пока из-за нелепого поступка любимой девушки не попал в тюрьму, где встретился с Сергеем Королевым. В дальнейшем судьба разведет тезок, но Лыков будет заниматься разведдеятельностью, обеспечивая Королеву возможность работать над созданием ракет. В то же время Сергей много времени проведет бок о бок с главным историческим оппонентом Королева Вернером фон Брауном, немецким конструктором, ставшим "отцом" американской космической программы, и таким образом окажется свидетелем самых важных моментов в истории покорения космоса по разные стороны баррикад. 

Блаженный ракетчик

Первоначальный сценарий фильма под названием "Блаженный ракетчик" принадлежал перу известного кинодраматурга Александра Червинского ("Корона Российской империи", "Блондинка за углом", "На солнечной стороне улицы"). На этапе съемок сценаристу Олегу Сироткину и Александру Баршаку пришлось вносить свои коррективы в сюжетные линии, и в конце концов Лыков стал не таким уж "блаженным" и уж тем более не помесью "Иванушки-дурачка и князя Мышкина", как было задумано изначально. Пришлось поменять и заголовок на "Кедр" пронзает небо". Как известно, "кедр" - это позывной Гагарина в ходе первого полета в космос, но в фильме это слово будет иметь несколько значений.

Главная роль, того самого "блаженного ракетчика", досталась Игорю Петренко, обошедшему в конкурентной борьбе Максима Матвеева и Александра Яценко. "У этого героя нет реального прототипа. Фигура Сергея Лыкова символизирует нечто светлое, что было в советском человеке за весь почти двадцатый век. Стремление, веру, что-то такое, что пробудило к жизни 60-е в том виде, в каком мы их знаем. И Игорь своим характером, своей природой подсказал новые возможности решения образа, сделал его более неоднозначным", - рассказывает режиссер Александр Баршак.

Будут в фильме и другие яркие актерские работы. Например, роль Сергея Королева, которого сыграл Игорь Скляр. Чтобы создать этот мощный характер, "вытянуть" из себя королевские повадки, ему пришлось изучить воспоминания современников ученого. "Очень самобытный образ получился, - говорит режиссер. – Вообще атмосфера на площадке сложилась если не космическая, то околоземная. Все себя не жалели, пытаясь соответствовать теме. Я благодарен актерам, и думаю, в фильме будут очень хорошие работы: и фон Браун в исполнении Саши Лазарева, и Ляля Конторович, сыгранная Дашей Мороз, и, конечно, Лыков. Фанастически сложная роль у Владислава Ветрова - он сыграл само Время, страшное время - сталинизм. И сделал это тонко - и страшно, и смешно. Это подвластно единицам! И у Николая Добрынина задачка была не из простых - сыграть блистательного прозорливого Человека в погонах. Думаю, многие будут потрясены и его ролью... Вообще, эти два выходца из Таганрога очень сильно мне помогали - и профессионально, и по-человечески. В их лице я обрел не только талантливых артистов, но и огромных друзей". Добавим, что кроме названных актеров в ленте заняты Сергей Никоненко, Марина Александрова, Кирилл Козаков, Юрий Цурило, Георгий Дрозд.

Утомленные снегом

Чтобы успеть в срок, к 50-летнему юбилею полета Гагарина, фильм пришлось снимать в сжатые сроки и подчас в спартанских условиях, проявляя чудеса изобретательности. Съемки шли всю зиму, в основном в Киеве и в Одессе, причем последним пришлось поочередно прикидываться то Германией, то Америкой, то Казахстаном, где в разное время происходит действие ленты – заграничные натурные съемки предусмотрены не были. "Америка, к сожалению, будет заснеженной, – сетует режиссер. - Не хватило возможностей найти пальмы, море, солнце – так что будем немножечко утомлять снегом. Нам многое погода продиктовала. 20 лет проходит в кадре, а у людей либо еще холодно, либо уже холодно. С другой стороны, такие даты, как 9 мая 1945 года, все равно не обойдешь: снимали на небо, на домик, зачищенный от снега".

Одесситы и киевляне наверняка узнают в кадре родные места. Виллу отца Лыкова, состоятельного ученого, проживающего в Соединенных Штатах, снимали в одном из одесских оздоровительных учреждений, переход героя через границу – в центре Одессы, сцены, связанные с аристократическими немецкими и американскими интерьерами, - в одесском же Доме ученых. Прошли съемки и в киевской комендатуре, на реальных киевских испытательных полигонах. А тюрьму, в которую попадает главный герой, построили в реквизиторском цехе киностудии Довженко: вытряхнув с полок реквизит, возвели расстрельные камеры, комнаты для допросов и прочий соответствующий антураж.

Создать аутентичную атмосферу в кадре помог прием использования хроники. "В наших условиях снимать кино о 50-х очень сложно. Поэтому отсутствие полноценных общих планов, "воздуха", мы отчасти компенсировали хроникой. Она появляется и существует по определенным законам, отбивает временные промежутки, а с другой стороны - дистанцирует от происходящего", - поясняет Александр Баршак.

В Королев за Королевым

Реальная историческая канва, разумеется, потребовала консультаций историков, ракетчиков, разведчиков. "Я ездил в город Королев, общался с людьми, которые знали Сергея Королева – обнимали, сидели на руках, на коленях и рядом, в кабинетах, - вспоминает Александр Баршак. - Разговаривал с Борисом Евсеевичем Чертоком по телефону – у нас в фильме его сыграл Кирилл Козаков. Беседовал с Сергеем Рязанским (космонавт-испытатель, внук Михаила Сергеевича Рязанского, входившего в 1950-60-х годах в знаменитый королевский Совет главных конструкторов - прим. ред.). Были у нас консультанты и в Питере, и в Киеве. Мы пытались по возможности не перевирать историю, тем более что в пятидесятилетие полета Гагарина делать это совсем грешно".

Имена реальных персонажей, появляющихся в ленте - Королева, Чертока, Фон Брауна, - создатели фильма не стали изменять, несмотря на изрядную долю художественных условностей и существование разных версий одних и тех же событий. Вот тут-то они и столкнулись с главной проблемой. "Я пытался максимально уйти от документальности, - рассказывает режиссер. - Так что, может, мы и зря называем Королева Королевым, а не Царьковым каким-нибудь. Это все равно что ходить по лезвию бритвы. Или у нас есть такой персонаж – Костин, а у него - реальный прототип, Костиков, которого Королев, и не только он, считал пасквилянтом и доносчиком. А вот Черток Борис Евсеевич вовсе в этом не уверен. И никого не обидеть при таких разночтениях невозможно... Не исключено также, что в угоду художественности (как мы ее понимали) и жанра фильма в целом мы немножечко "прифантазировали" в хронологии ракетной истории... или, что еще хуже, кого-то из ракетчиков немножечко обидели – вот этого я боюсь больше всего".

Люди с горящими глазами

Надо сказать, что при работе над материалами фильма авторов интересовала не только космическая тема. Она стала поводом поговорить об эпохе в целом, нарисовать портрет поколения. "Этот фильм и про космос и не про космос, - поясняет Александр Баршак. – Это своеобразная кинопритча, киномиф, попытка взглянуть из XXI века на судьбоносное, сложное время в годы борьбы за космос как символа движения вперед всего человечества. Это наш современный и отчасти очень субъективный взгляд на век свершений, безумств, крови, счастья и искренности. Многие вещи тогда были гораздо более "настоящими", чем сейчас. Нынче мы живем по принципу "бери от жизни ВСЕ!". А нам хотелось снять кино о людях, живших по принципу "отдай для жизни ВСЕ", для которых "последний айфон" или ботинки из новой коллекции не были пределом мечтаний. И не потому, что их (айфонов и ботинок) не было, а потому что этих людей интересовали материи другого рода. Хотелось пропеть гимн нашим бабушкам и дедушкам, таким вот людям с горящими глазами, как наш герой Сергей Лыков. Теперь таких людей не хватает, поэтому, наверное, и болит... А нам бы хотелось, чтобы наступило понимание, что прически, прикиды и итальянская крокодиловая обувь в нашей жизни иногда становятся гораздо менее нужными, чем простые шерстяные носки...".

К счастью, люди с горящими глазами, болеющие за свое дело, есть и сейчас - и команда, работавшая над фильмом, вполне подходит под это определение. "Этот фильм делали настоящие фанаты кино, - говорит режиссер. - Оператор Слава Булаковский с его живой всевидящей камерой, мой друг, и сердце, и глаза. Художник - Костя Пахотин, рвущий себе спину нервы в течение всего съемочного периода и дико переживающий за все наши "ракетные ляпы". Художники по гриму и костюму, второй режиссер и оператор - все рвали жилы, и, поверьте, не за деньги и без оглядки на Трудовой кодекс. И только благодаря самоотверженности нашей группы мы успели в срок, хотя временами мне казалось, что это абсолютно нереально. В общем, все получилось так, как это часто бывает в кино: в этой работе мы в чем-то - в маленьком макете, в мини-модельке - повторили судьбу наших ракетчиков, взявшихся за большое дело в нереальные сроки, под бдительным оком, но с огромным желанием".

Людмила Хлобыстова, RUTV.ru